• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2025/2026

Социология профессий

Статус: Курс обязательный (Социология)
Когда читается: 4-й курс, 2, 3 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Важное место в курсе отводится теориям, моделям, и характеристикам профессионализма в социальных науках: обозначается различие в подходах к исследованию и описанию феномена профессии, демонстрируется связь концепций профессионализма с общесоциологическими парадигмами. Также обращается внимание на исследования профессиональных практик и роль профессионалов в социальной структуре индустриального и постиндустриального общества. Рассматриваются символические аспекты социального конструирования профессиональных сообществ: профессиональная субкультура, идеология, этика, ритуалистика и т.п. Уделяется внимание социальным и институциональным аспектам становления профессиональных сообществ в России и СССР. Учебный курс «социология профессий» ориентирован на развитие теоретических знаний и практических навыков у студентов-социологов, а также способствует успешной профессиональной социализации будущих специалистов. Во-первых, курс предоставляет возможность изучения и применения основных классических и современных социологических теорий к анализу важнейшего института социетального общества – института профессий. Во-вторых, знание основных характеристик профессии как социального института позволяют будущим специалистам-социологам формировать автономное эффективное профессиональное сообщество на принципах профессиональной этики и солидарности. В-третьих, в процессе будущей профессиональной деятельности социологи будут решать ряд практических задач (прикладные исследования, развитие общественных связей и т.д.) во взаимодействии с различными профессиональными сообществами. Владение аналитическими навыками реализации таких задач позволит решать их наилучшим образом. В рамках учебного курса «социология профессий» сочетаются занятия в форме лекций с практическими занятиями и семинарами. Важное место в учебном процессе занимает освоение аппарата теоретизирования посредством самостоятельного изучения аутентичных теоретических текстов. В дистанционном формате используются skype, LMS, e-mail. Подробности можно узнать у преподавателя по электронной почте.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель курса – познакомить слушателей с развитием концепций профессионализма в классической и современной социологии. В курсе рассматриваются основные историче-ские и социальные определения профессии, проводится социально-историографический анализ развития профессионализма в современных обществах и процессов профессиона-лизации/депрофессионализации.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать исторические этапы становления современного мира профессий и ключевые под-ходы к исследованию этого феномена
  • Владеть навыками использования социологических знаний о профессиях и профессио-нализме на практике, для описания и объяснения происходящих событий и процессов.
  • Владеть навыками узнавания и оценки способов социологического теоретизирования и анализа, представляющих различные социологические подходы в области про-фессионализма, различные способы идентификации профессий и занятий в со-циологическом измерении;
  • Владеть навыками узнавания и оценки способов социологического теоретизирования и анализа, представляющих различные социологические подходы в области профессионализма, различные способы идентификации профессий и занятий в социологическом измерении.
  • Знать исторические этапы становления современного мира профессий и ключевые под-ходы к исследованию этого феномена
  • Знать основные классические и современные социологические концепции анализа профессий и форм профессионализма, ключевые понятия («профессия», «занятие», «профессиональная этика», «профессиональная культура», «деквалификация», «профессионализация», «профессиональная идеология») в рамках каждой социологической школы исследований профессий, рассмотренной в рамках курса.
  • Знать основные теоретические модели, описывающие генезис профессиональных сооб-ществ и профессии как социального института, их возможности и ограничения.
  • Уметь анализировать тексты по социологической теории и экономической социоло-гии, эксплицировать их основные положений, применять социологические концепции для анализа социальных проблем.
  • Уметь анализировать тексты по социологической теории и экономической социологии, эксплицировать их основные положений, применять социологические концепции для анализа социальных проблем.
  • Уметь представлять результаты исследовательской и аналитической работы в ходе выполнения итогового задания по курсу (эссе).
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Социологическая классика о профессионализме
  • Современные социологические концепции профессионализма
  • Корректировка моделей профессионализма: профессиональный и менеджериальный проект
  • Социология как профессиональный проект
  • Академическая профессия
  • Интеллигенты, интеллектуалы, «художники», журналисты: занятие, профессия или призвание?
  • Профессиональные практики и медицинская профессия как пример «классической» профессии
  • Позиции профессионалов в социальной структуре
  • Социальное конструирование профессии
  • Социальные исследования профессий в СССР и России
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Доклад
    Устная презентация с сопровождением в формате PowerPoint (не менее 8 слайдов) и тезисов выступления.
  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
    Участие в обсуждении исследовательской литературы, практических кейсов и докладов других студентов.
  • неблокирующий Промежуточная письменная аудиторная работа
    Тестовые задания и открытые вопросы.
  • неблокирующий Эссе
    Эссе по курсу представляет собой программу исследования с акцентом на теоретическое осмысление. Необходимо представить теоретически обоснованную проблемную ситуацию, проблему и ключевой вопрос исследования, используя разбираемые в курсе концепты и теории. Работа должна содержать следующие элементы: актуальность, проблемную ситуацию, проблему, ключевой вопрос исследования (цель), дополнительные вопросы исследования (задачи), методологию исследования, ожидаемые результаты, пилотаж. Для получения оценки более 8 баллов необходимо провести пилотажное исследование. Объём работы от 1,5 до 2,1 тыс. слов (основной текст без учета списка литературы, титульного листа и приложений).
  • неблокирующий Защита эссе в устной форме
    Устная презентация с сопровождением в формате PowerPoint (не менее 8 слайдов).
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен в виде письменного тестирования.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 3rd module
    0.29 * Активность на семинарских занятиях + 0.05 * Доклад + 0.2 * Защита эссе в устной форме + 0.05 * Промежуточная письменная аудиторная работа + 0.11 * Экзамен + 0.3 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Интеллектуалы и власть. Ч.1: Статьи и интервью 1970 - 1984, Фуко, М., 2002
  • Интеллектуалы и власть. Ч.3: Статьи и интервью 1970 - 1984, Фуко, М., 2006
  • Обыденное и научное знание об обществе: взаимовлияния и реконфигурации : моногр., Абрамов, Р. Н., 2015
  • Социальная стратификация России и Восточной Европы : сравнительный анализ, Шкаратан, О. И., 2006
  • Университетские инновации : опыт Высшей школы экономики, Кузьминов, Я. И., 2006
  • Человек в обществе : система социологических понятий в кратком изложении: в помощь школьникам старших классов для подготовки к олимпиаде и ЕГЭ и студентам младших курсов, Сорвин, К. В., 2013
  • Экономика здравоохранения : учеб. пособие для вузов, Засимова, Л. С., 2009

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Власть коммуникации, Кастельс (Кастеллс), М., 2017
  • Как люди делают себя : обычные россияне в необычных обстоятельствах: концептуальное осмысление восьми наблюдавшихся случаев, Барсамова, А. А., 2010
  • Контракты в академическом мире, Кузьминов, Я. И., 2011
  • Социология и современная Россия : сб. статей : к 2-му Всероссийскому социологическому конгрессу, Николаев, В. Г., 2003

Авторы

  • Гурин Максим Юрьевич
  • Абрамов Роман Николаевич