• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2025/2026

ДемоИнсайт: демографические данные

Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 42

Программа дисциплины

Аннотация

Любое количественное и качественное исследование опирается на базу данных – она может быть одна, но часто аналитики их комбинируют. Однако значительная часть начинающих исследователей даже не подозревает, насколько много таких датасетов нас окружает. Все ли из них мы можем использовать? Для чего подходят одни и не подходят другие? В хорошем исследовании обязательно будет параграф об ограничениях, связанный с возможностями и недостатками использованных данных. Так какие же существуют источники данных о населении? Что такое регистр населения и чем он отличается от переписи, как ведется учет численности населения в самых бедных странах? Можно ли сопоставлять между собой данные из разных переписей? Есть ли текущий учет в зарубежных странах? Эти и другие вопросы мы будем обсуждать вместе с современными исследователями-демографами.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство с типами демографических источников, изучение возможностей и ограничений источников.
  • Знакомство с видами демографических процессов (рождаемость, смертность, миграция) и базами данных для их изучения.
  • Овладение необходимыми компетенциями для поиска и использования демографических данных.
  • Формирование представления о подходах к оценке качества данных и способах их анализа.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основы системы сбора информации о населении, основные источники демографических данных
  • Владеть поиском демографической информации из различных источников
  • Оценивать качество демографических данных, понимать возможности и ограничения
  • Иметь навыки формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в соответствии с возможностями данных
  • знать основные виды демографических данных
  • понимать возможности и ограничения различных видом демографических данных
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Данные о населении и демографические данные: одно ли это и тоже?
  • Какие существуют виды демографических данных и какие задачи они помогают решать?
  • Какие сведения о населении существовали в исторической ретроспективе и как их можно использовать?
  • Базовые демографические процессы (смертность, здоровье, рождаемость, брачность, миграция) и данные о них
  • Новые демографические данные и методы их сбора
  • Качество данных: как оценить данные и что делать, если данные плохого качества или их нет?
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тесты
  • неблокирующий Итоговый проект
  • неблокирующий Групповая работа и активность
    На семинарах представляются различные виды групповой и самостоятельной активности, включая дискуссию, выполнение практических заданий.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    тесты * 0,35 + активность * 0,25 + проект * 0,4
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Воспроизводство населения и общество : история, современность, взгляд в будущее, Вишневский, А. Г., 1982
  • Демографическая история и демографическая теория : курс лекций, Вишневский, А. Г., 2019
  • Демографическая модернизация России, 1900-2000, Вишневский, А. Г., 2006
  • Демографическая революция, Вишневский, А. Г., 1976
  • Многомерные статистические методы : учебник, Дубров, А.М., 1998
  • Победа над деревней : демографические потери коллективизации, Максудов, С., 2019

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Демография : Учебник для вузов, Борисов, В.А., 2004
  • Жизнь и смерть в средние века : очерки демографической истории Франции, Бессмертный, Ю. Л., 1991

Авторы

  • Карачурина Лилия Борисовна
  • Максимова Татьяна Андреевна