• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2025/2026

Креативные индустрии в условиях экономических санкций

Статус: Майнор
Онлайн-часы: 24
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Развитие творческих (креативных) индустрий стало приоритетом государственной политики Российской Федерации. Одним из ключевых индикатором достижения целей развития креативных индустрий является положительное сальдо торгового баланса креативных товаров и услуг и наращивание конкурентоспособности профильных компаний. В рамках курса рассматриваются инновационные и цифровые процессы в России и в мире, бизнес-модели креативных индустрий, а также пределы и возможности ориентации национальных производителей на внешние рынки в условиях санкционного противостояния. Курс создает основу для развития компетенций в части результативной работы в условиях динамично меняющейся среды международной торговли, использовании новейшие цифровые инструменты, включая ИИ и разработке эффективных стратегий преодоления новых вызовов. Отбор заявок на дисциплину производится по результатам анкетирования
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • способствовать формированию у студентов понимания процессов развития креативных индустрий, базовых принципов их функционирования, представлений о роли санкций в развитии креативных индустрий в России и государственной поддержке, а также расширению теоретических и практических знаний в использовании современных инструментов продвижения и торговли продуктами российских креативных индустрий на внешних рынках, в т.ч. с использованием новых IT-технологий
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент понимает особенностях функционирования креативных индустрий России в условиях санкционного давления Студент знает основные меры государственной поддержки креативных индустрий Студент понимает влияния цифровизации и новейших технологий в сфере креативных индустрий
  • Студент знает и умеет применять маркетинговые инструменты (в т.ч. с использованием новых цифровых технологий и ИИ) для эффективного продвижения креативных продуктов на новые международные рынки.
  • Студент имеет представление о креативных индустриях, основны проблемах и общих трендах развития креативных индустрий мира
  • Студент умеет исследования динамику развития креативных индустрий Студент понимает особенностях функционирования креативных индустрий России в условиях санкционного давления
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Креативность и креативные индустрии, особенности, значение в мировой экономике.
  • Сакционные мероприятия, цели, последствиия, вызовы
  • Адаптация российских креативных индустрий к санкционному давлению: стратегии и практики
  • Маркетинговое планирование и цифровой маркетинг в креативных индустриях
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Доклад
    Может выполняться в малых группах 2-3 чел. Включает (а) устное выступление на заданную преподавателем тему, с учетом его рекомендаций; (б) вариант квиза (не менее 5 вопросов для аудитории).
  • неблокирующий Работа на семинаре
    В ходе практического занятия студенты выполняют предложенные задания, решают кейсы, осуществляют поисковые работы и анализ информации с защитой полученных результатов, выступают с устными сообщениями, принимают участие в научных дискуссиях. Требования по организации - стандартные, в т.ч. включенная камера
  • неблокирующий Проект
    Готовится в составе малых групп (2-3 чел), состав групп определяется определяется студентами. Обсуждение хода выполнения проекта и защита готового проекта проводится в рамках семинарских занятий. Отчетность: презентация и пояснительная записка (требования стандартные требования к письменной работе, с обязательным оформлением титульного листа, указанием разделов работы (оглавлением), а также полных и точных реквизитов использованных источников и использовании моделей искусственного интеллекта.
  • блокирующий Экзамен
    проводится в форме собеседования, включает 12 закрытых вопросов и одну ситуационную задачу. Требования по организации –стандартные.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 4th module
    0.15 * Доклад + 0.3 * Проект + 0.15 * Работа на семинаре + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • 19348 - Вообразить будущее: Креативный подход к изменениям в бизнесе - Б.Комсток; Т.Раз - Альпина Паблишер - 9785961427684 - 2019 - https://hse.alpinadigital.ru/book/19348 - Alpina
  • 43407 - Как нейросети меняют маркетинг и экономят до 80% времени? - А.Оносов - Альпина.Лекторий - 2025 - https://hse.alpinadigital.ru/event/43407 - Alpina
  • Волков, Ю. Г., Креативность личности –– главный ресурс современного российского общества : монография / Ю. Г. Волков. — Москва : КноРус, 2024. — 142 с. — ISBN 978-5-406-14093-2. — URL: https://book.ru/book/956238 (дата обращения: 04.07.2025). — Текст : электронный.
  • Волков, Ю. Г., Креативный класс: потенциал прогресса российского общества : монография / Ю. Г. Волков. — Москва : КноРус, 2025. — 207 с. — ISBN 978-5-466-09920-1. — URL: https://book.ru/book/959425 (дата обращения: 04.07.2025). — Текст : электронный.
  • Гарильо, Д. Креативность и благополучие. Аналитическое движение к творчеству : руководство / Д. Гарильо , под редакцией Л. В. Барминой , Цветкова О.. — Москва : Когито-центр, 2021. — 256 с. — ISBN 978-5-89353-625-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/249326 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Донских О.А., Курленя К.М., Чешев В.В. и др. - Цифровизация в социокультурном измерении - 978-5-7014-1118-8 - Новосибирский государственный университет экономики и управления - 2024 - https://znanium.ru/catalog/product/2186286 - 2186286 - ZNANIUM
  • Иванова, В. А. Исследования в маркетинге и рекламе : учебное пособие / В. А. Иванова. — Москва : Дело РАНХиГС, 2019. — 114 с. — ISBN 978-5-85006-183-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/171147 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Казанцев С.В. - Антироссийские санкции: оценка ущерба - 978-5-16-017323-8 - НИЦ ИНФРА-М - 2025 - https://znanium.ru/catalog/product/2173235 - 2173235 - ZNANIUM
  • Капканщиков, С. Г., Антироссийские санкции в гибридной войне : монография / С. Г. Капканщиков. — Москва : Русайнс, 2025. — 312 с. — ISBN 978-5-466-09700-9. — URL: https://book.ru/book/959117 (дата обращения: 04.07.2025). — Текст : электронный.
  • Кричевский, Н. А. Россия: сквозь санкции - к процветанию! / Н. А. Кричевский. — Москва : Дашков и К, 2015. — 216 с. — ISBN 978-5-394-02479-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/72380 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Минервин, И. (2013). 2013. 01. 039. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. – М. : Классика-XXI, 2011. – 430 с. Социальные и Гуманитарные Науки. Отечественная и Зарубежная Литература. Серия 2: Экономика. Реферативный Журнал, 1.
  • Пономарева А.М. - Креатив в коммуникационном маркетинге - 978-5-7972-1270-6 - РГЭУ (РИНХ) - 2008 - https://znanium.ru/catalog/product/2210670 - 2210670 - ZNANIUM
  • Салихов, Б. В. Креативный капитал в экономике : монография / Б. В. Салихов. — Москва : Дашков и К, 2017. — 274 с. — ISBN 978-5-394-02851-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/94019 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Современный маркетинг: экосистемные подходы, цифровизация и перспективы развития : монография / ; под общ. ред. В. В. Никишкина, Коллектив авторов. — Москва : Русайнс, 2023. — 416 с. — ISBN 978-5-466-03978-8. — URL: https://book.ru/book/950732 (дата обращения: 04.07.2025). — Текст : электронный.
  • Тимофеев, И. Н. (2018). Экономические Санкции Как Политическое Понятие. Vestnik MGIMO-University, 59(2), 26–42. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2018-2-59-26-42
  • Цифровизация культуры и культура цифровизации: современные проблемы информационных технологий : Материалы конференций / под. ред. С.Ю. Житенёва — Москва : Институт Наследия Лихачева, 2020. — 204 с. — ISBN 978-5-86443-337-9. — URL: https://book.ru/book/945291 (дата обращения: 04.07.2025). — Текст : электронный.
  • Цифровизация отраслей российской экономики : монография / ; под ред. И. Б. Тесленко, Коллектив авторов. — Москва : Русайнс, 2019. — 216 с. — ISBN 978-5-4365-3153-3. — URL: https://book.ru/book/933650 (дата обращения: 04.07.2025). — Текст : электронный.
  • Экономические санкции против России и российские антисанкции: издержки и выгоды конфронтации. : монография / Р. М. Нуреев, Е. Г. Бусыгин, А. С. Гуков [и др.] ; под ред. Р. М. Нуреева. — Москва : КноРус, 2023. — 252 с. — ISBN 978-5-406-10402-6. — URL: https://book.ru/book/944973 (дата обращения: 04.07.2025). — Текст : электронный.

Авторы

  • Данильцев Александр Владимирович
  • Дмитриева Дарья Сергеевна
  • Философова Татьяна Георгиевна