2025/2026





Социально-философские и политические основания формирования редакционной политики по основным вопросам повестки дня
Статус:
Майнор
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
30
Программа дисциплины
Аннотация
Курс «Социально-философские и политические основания формирования редакционной политики по основным вопросам повестки дня» является своеобразным введением в то, что можно назвать метажурналистикой и посвящён политическим, мировоззренческим и психологическим основаниям деятельности по информированию общественности, той деятельности без которой не обходилось и не обходится ни одно человеческое общество. Хотим мы этого или нет, но новости, информация не возникают и не существуют сами по себе, в отрыве от того общества, где они конструируются и производятся. Информация, новости — вторичны по отношению к культуре, обществу в котором они порождены. Цель курса — продемонстрировать эту вторичность, показать, что редакционная политика СМИ: от крупнейших медиахолдингов и заканчивая блогером или автором Телеграм-канала, всегда являются выразителями тех или иных социальных позиций, интересов, что медиа занимаются не столько и не только информированием, сколько конструированием социальной реальности, формированием повестки дня и через них формированием массового сознания общества.В рамках курса будут разобраны базовые категории социального знания, вызывающие сегодня многочисленные дискуссии и споры: ценности, социальная реальность, культура, цивилизация, интерес; продемонстрировано отличия формационного и цивилизационного подходов к развитию общества, эвристические преимущества последнего; подчёркнуты особенности информационных процессов в российском обществе.Также студенты познакомятся с механизмами работы редакционных коллективов как институтов, объединённых мировоззренческой и политической позицией, особенностями взаимодействия медиа с государством, крупным бизнесом и обществом, будут выявлены основные закономерности функционирования СМИ сегодня, основные факторы, влияющие на их деятельность. Будут продемонстрированы особенности идейного противостояния в современном мире, и, вытекающие из этого необходимые «гигиенические» навыки медиапотребления. Студенты освоят основные навыки фактчекинга, вычленения явных и скрытых смыслов текста.
Цель освоения дисциплины
- Сформировать аналитическое, нормативное и прикладное понимание феномена социальной реальности. Показать его историческую и ценностную обусловленность, рассмотреть роль в формировании образа социальной реальности общественных и индивидуальных ценностей, смыслов, интересов. Научить анализу сообщений, выявлению, содержащихся в них явных и скрытых смыслов и ценностей, концептов и конструктов, пользуясь принципом историзма, классическими и современными методами анализа контента, процесса информационно-коммуникативной деятельности
- Рассмотреть феномен цивилизации (культуры) как единого смыслового поля той или иной исторической общности. Изучить её культурно-информационные и ценностные составляющие, познакомить с основными типами пентабазиса того или иного общества
- Рассмотреть феномены общественного и массового сознания, их структуры и особенностей, основные формы
- Изучить феномен медиа как одного из основных инструментов конструирования социальной реальности, формирования массового и общественного сознания. Оценить позитивный и негативный потенциал медиа в этой роли
- Сформировать представление о функциях, задачах и областях применения медиа, этических и правовых ограничениях их деятельности
- Сформировать представление о редакции средства массовой информации, механизмах её функционирования и социальных факторах, влияющих на её деятельность
- Рассмотреть концепт «повестка дня». Показать роль и место «повестки дня» в деятельности медиа и жизни общества. Продемонстрировать как манипуляция «повесткой дня» формирует образ социальной реальности в глазах общества
- Познакомить с ролью цензуры и «внутренней цензуры» в деятельности медиа. Познакомить с феноменом cancel culture и его значением в современном обществе
- Научить выявлять и оценивать различные виды культурно-ценностных сообщений в текстах медиа. Научить основам фактчекинга
- Сформировать навыки по созданию и распространению современного мировоззренческого контента
- Сформировать навыки использования полученных знаний в научных исследованиях политических и коммуникационных процессов и отношений, в анализе и интерпретации представлений о власти, обществе, медиа и политике
Планируемые результаты обучения
- Выделяет основные принципы, методы и технологии современной пропагандистской деятельности
- Анализирует медиаконтент, выделяет и адекватно интерпретирует мировоззренческие сообщения
- Знает и умеет оперировать категориями «ценности», «цивилизация», «концепт», «культура», «смысл»; «повестка дня» и др
- Способен выявить мировоззренческо-ценностный контент информационных сообщений, медиатекстов
- Способен сформировать и распространить мировоззренческий контент, применив современные медиатехнологии
- Владеет совокупностью знаний, методов и приемов, техник и технологий, позволяющих противостоять скрытому управлению общественным сознанием, процессами и поведением людей в интересах манипуляторов
Содержание учебной дисциплины
- Социальная реальность как объект исследования и общественный феномен
- Цивилизация (культура) и её ценности
- Общественное и массовое сознание
- Медиа как «вещь в себе»
- Медиа как «вещь для себя»
- Медиа как «вещь для них»
- Новости — их профессия
- Фактчекинг. Восприятие медиа как технология и искусство
- Информационные войны и медиа
Элементы контроля
- Контрольная работа
- Доклад на семинарегрупповые доклады, 3-4 человека
- Работа на семинарах
- Экзамен
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 4th module0.3 * Доклад на семинаре + 0.2 * Контрольная работа + 0.1 * Работа на семинарах + 0.4 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации - Без автора - НИЦ ИНФРА-М - 2023 - https://znanium.com/catalog/product/2033574 - 1832049 - ZNANIUM
Рекомендуемая дополнительная литература
- Кастельс, М. Власть коммуникации : учебное пособие / М. Кастельс , под редакцией А. И. Черных , перевод с английского А. А. Архиповой. — 3-е изд. — Москва : Высшая школа экономики, 2020. — 591 с. — ISBN 978-5-7598-2119-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/173399 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.