• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2025/2026

Социально-философские и политические основания формирования редакционной политики по основным вопросам повестки дня

Статус: Майнор
Кто читает: Институт медиа
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 30

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Социально-философские и политические основания формирования редакционной политики по основным вопросам повестки дня» является своеобразным введением в то, что можно назвать метажурналистикой и посвящён политическим, мировоззренческим и психологическим основаниям деятельности по информированию общественности, той деятельности без которой не обходилось и не обходится ни одно человеческое общество. Хотим мы этого или нет, но новости, информация не возникают и не существуют сами по себе, в отрыве от того общества, где они конструируются и производятся. Информация, новости — вторичны по отношению к культуре, обществу в котором они порождены. Цель курса — продемонстрировать эту вторичность, показать, что редакционная политика СМИ: от крупнейших медиахолдингов и заканчивая блогером или автором Телеграм-канала, всегда являются выразителями тех или иных социальных позиций, интересов, что медиа занимаются не столько и не только информированием, сколько конструированием социальной реальности, формированием повестки дня и через них формированием массового сознания общества.В рамках курса будут разобраны базовые категории социального знания, вызывающие сегодня многочисленные дискуссии и споры: ценности, социальная реальность, культура, цивилизация, интерес; продемонстрировано отличия формационного и цивилизационного подходов к развитию общества, эвристические преимущества последнего; подчёркнуты особенности информационных процессов в российском обществе.Также студенты познакомятся с механизмами работы редакционных коллективов как институтов, объединённых мировоззренческой и политической позицией, особенностями взаимодействия медиа с государством, крупным бизнесом и обществом, будут выявлены основные закономерности функционирования СМИ сегодня, основные факторы, влияющие на их деятельность. Будут продемонстрированы особенности идейного противостояния в современном мире, и, вытекающие из этого необходимые «гигиенические» навыки медиапотребления. Студенты освоят основные навыки фактчекинга, вычленения явных и скрытых смыслов текста.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать аналитическое, нормативное и прикладное понимание феномена социальной реальности. Показать его историческую и ценностную обусловленность, рассмотреть роль в формировании образа социальной реальности общественных и индивидуальных ценностей, смыслов, интересов. Научить анализу сообщений, выявлению, содержащихся в них явных и скрытых смыслов и ценностей, концептов и конструктов, пользуясь принципом историзма, классическими и современными методами анализа контента, процесса информационно-коммуникативной деятельности
  • Рассмотреть феномен цивилизации (культуры) как единого смыслового поля той или иной исторической общности. Изучить её культурно-информационные и ценностные составляющие, познакомить с основными типами пентабазиса того или иного общества
  • Рассмотреть феномены общественного и массового сознания, их структуры и особенностей, основные формы
  • Изучить феномен медиа как одного из основных инструментов конструирования социальной реальности, формирования массового и общественного сознания. Оценить позитивный и негативный потенциал медиа в этой роли
  • Сформировать представление о функциях, задачах и областях применения медиа, этических и правовых ограничениях их деятельности
  • Сформировать представление о редакции средства массовой информации, механизмах её функционирования и социальных факторах, влияющих на её деятельность
  • Рассмотреть концепт «повестка дня». Показать роль и место «повестки дня» в деятельности медиа и жизни общества. Продемонстрировать как манипуляция «повесткой дня» формирует образ социальной реальности в глазах общества
  • Познакомить с ролью цензуры и «внутренней цензуры» в деятельности медиа. Познакомить с феноменом cancel culture и его значением в современном обществе
  • Научить выявлять и оценивать различные виды культурно-ценностных сообщений в текстах медиа. Научить основам фактчекинга
  • Сформировать навыки по созданию и распространению современного мировоззренческого контента
  • Сформировать навыки использования полученных знаний в научных исследованиях политических и коммуникационных процессов и отношений, в анализе и интерпретации представлений о власти, обществе, медиа и политике
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выделяет основные принципы, методы и технологии современной пропагандистской деятельности
  • Анализирует медиаконтент, выделяет и адекватно интерпретирует мировоззренческие сообщения
  • Знает и умеет оперировать категориями «ценности», «цивилизация», «концепт», «культура», «смысл»; «повестка дня» и др
  • Способен выявить мировоззренческо-ценностный контент информационных сообщений, медиатекстов
  • Способен сформировать и распространить мировоззренческий контент, применив современные медиатехнологии
  • Владеет совокупностью знаний, методов и приемов, техник и технологий, позволяющих противостоять скрытому управлению общественным сознанием, процессами и поведением людей в интересах манипуляторов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Социальная реальность как объект исследования и общественный феномен
  • Цивилизация (культура) и её ценности
  • Общественное и массовое сознание
  • Медиа как «вещь в себе»
  • Медиа как «вещь для себя»
  • Медиа как «вещь для них»
  • Новости — их профессия
  • Фактчекинг. Восприятие медиа как технология и искусство
  • Информационные войны и медиа
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Доклад на семинаре
    групповые доклады, 3-4 человека
  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 4th module
    0.3 * Доклад на семинаре + 0.2 * Контрольная работа + 0.1 * Работа на семинарах + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Стратегия национальной безопасности Российской Федерации - Без автора - НИЦ ИНФРА-М - 2023 - https://znanium.com/catalog/product/2033574 - 1832049 - ZNANIUM

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Кастельс, М. Власть коммуникации : учебное пособие / М. Кастельс , под редакцией А. И. Черных , перевод с английского А. А. Архиповой. — 3-е изд. — Москва : Высшая школа экономики, 2020. — 591 с. — ISBN 978-5-7598-2119-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/173399 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Солодухин Олег Юрьевич
  • Федорова Ксения Александровна