• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2025/2026

Коммуникативные стратегии в управлении

Статус: Майнор
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

В дисциплине студенты узнают о современных подходах в построении эффективной коммуникации, особенностях коммуникации в поликультурной среде, теории продуктивного разрешения конфликтов, основных технологиях ведения переговоров и медиации; научатся применять уместные коммуникативные техники в сложных ситуациях, получат опыт анализа конфликтов, выявления конфликтообразующих механизмов и интересов сторон. Занятия проходят в формате интерактивных лекций и тренировки, содержат материал для самодиагностики.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Расширить представления студентов об инструментах коммуникации в условиях сопровождения процесса образования, возможностях продуктивного конфликта как механизма успешного коммуникативного менеджмента. Обучить эффективным техникам управления конфликтами, ведения переговороры и медиации.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Описывает основные характеристики макро и микро взаимодействий коллективных и индивидуальных субъектов в условиях образовательной организации
  • Объясняет особенности построения коммуникации в поликультурной среде.
  • Выстраивает позитивные межличностные отношения, создает условия для сотрудничества, адекватно воспринимает психологические и культурные особенности коллег и учащихся
  • Анализирует свои эмоции и регулирует психологическое состояние
  • Осознанно выбирает инструменты коммуникации в сложных случаях и в процессе разрешения конфликтов
  • Выявляет конфликтообразующие ситуации и интересы сторон, анализирует типичные конфликты
  • Использует технологии ведения переговоров и основные приемы медиации
  • Применяет инструменты стресс-менеджмента
  • Формулирует цели командообразования и принципы работы команды
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Эффективная коммуникация как условие стратегического развития организации
  • Особенности коммуникации в поликультурной среде
  • Современные теории коммуникаций. Технология построения коммуникативного процесса.
  • Специфика коммуникации со скрытыми целями
  • Убеждающая коммуникация
  • Конфликт как показатель столкновения интересов сторон. Типология конфликтов. Структура и динамика. конфликта.
  • Модели разрешения конфликтов. Технология ведения переговоров
  • Основы медиации: процедуры, инструменты
  • Стресс на рабочем месте. Механика стресса
  • Инструменты индивидуального и организационного стресс-менеджмента
  • Командообразование
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность
  • неблокирующий Рабочая тетрадь
  • неблокирующий Видео-эссе
  • неблокирующий Анализ конфликтной ситуации
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 4th module
    0.2 * Активность + 0.4 * Анализ конфликтной ситуации + 0.2 * Видео-эссе + 0.2 * Рабочая тетрадь
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ананьева, Е. П., Основы межкультурной коммуникации : учебное пособие / Е. П. Ананьева. — Москва : КноРус, 2025. — 218 с. — ISBN 978-5-406-14005-5. — URL: https://book.ru/book/955965 (дата обращения: 04.07.2025). — Текст : электронный.
  • Водопьянова, Н. Е.  Стресс-менеджмент : учебник для вузов / Н. Е. Водопьянова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 283 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06475-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/562959 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Коммуникация: теории и практики, Гриффин, Э., 2015
  • Конструктивная психология конфликта : учеб. пособие для вузов, Хасан, Б. И., 2003
  • Медиация: искусство примирять : технология посредничества в урегулировании конфликтов, Азарнова, А. Н., 2015
  • Организационное поведение : учебник для вузов, Красовский, Ю. Д., 2012
  • Переговоры без поражения. Гарвардский метод, Фишер, Р., 2013
  • Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита, Доценко, Е. Л., 2003

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Карта культурных различий : как люди думают, руководят и добиваются целей в международной среде, Мейер, Э., 2019
  • Керри Паттерсон, Джозеф Гренни, Рон Макмиллан, Эл Свитцлеp - Трудные диалоги - 9785001693239 - МИФ - 2021 - https://hse.miflib.ru/#/book/10995 - 10995
  • Медиация в нотариальной деятельности : практ. пособие, Загайнова, С. К., 2012
  • Функции социального конфликта, Козер, Л., 2000

Авторы

  • Шалом Ксения Владимировна
  • Федоренко Елена Юрьевна