• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2025/2026

Образование в контексте инновационного развития

Статус: Майнор
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины «Образование в контексте инновационного развития» являются ознакомление студентов с основными понятиями и концепциями инноватики (национальная инновационная система, «подрывные инновации» К. Клейтона, открытые инновации (Г.Чесбро), циклы Gartner’а, Дж. Мура), мировой практикой типологии инноваций (руководство ОСЛО, методика оценки инноваций в образовании ОЭСР) и мониторинга инновационного развития, а также тенденциями в сфере образования и развития человеческого капитала (цифровизация, Ed Tech, большие данные и доказательное развитие образования, глокализация, анбандлинг, которые оказывают существенное влияние на трансформацию обществ и государств. В курсе рассматриваются особенности коммерческого и социального предпринимательства, базовые понятия теории изменений и теории человеческого капитала, принципы импакт-инвестирования и социального предпринимательства, дается портрет образования как индустрии (вендоры, рынки, ниши, “голубые” и “красные” океаны). Цель дисциплины – сформировать концептуальную основу проектирования инновации или формулирования исследовательского проекта в области инноваций в образовании.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знакомство с ключевыми концепциями инновационного развития, субъектами инновационной экосистемы, типологиями инноваций и методиками наблюдения за ними
  • изучение краткой истории образования и инноваций на различных этапах его развития, выработка навыка трендвотчинга в образовании
  • получение практических умений базового анализа рынка образовательных услуг и продуктов
  • ориентирование в специфике и в доступных источниках данных в современном образовании
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умеет различать основные положения концепции человеческого развития от концепции человеческого капитала
  • Применяет теорию человеческого капитала в контексте развития инноваций в образовании.
  • Умеет оперировать концептами теории человеческого капитала
  • Способен проиллюстрировать концептуальное понимание логики теории человеческого капитала (и основных критических аргументов против нее) и ее роли в изучении образования и его эффектов.
  • Способен проиллюстрировать логику теории человеческого капитала на примере конкретных практических кейсов, связанных с образовательной политикой (а также обосновать и проиллюстрировать критические аргументы).
  • Применяет понятийный инструментарий теории человеческого капитала для интерпретации явлений в образовании (• человеческий капитал / общий ЧК / специфический ЧК / новый общий ЧК • “Большая пятерка” человеческих качеств по Хекману)
  • Понимает ключевые составляющие человеческого капитала в современных реалиях.
  • оперирует ключевыми концепциями инновационного развития;
  • понимает устройство инновационной экосистемы, национальной инновационной системы (НИС) России;
  • определяет тип инновации в соответствии с существующими типологиями инноваций и методиками наблюдения за ними;
  • понимает способ применения теории изменений и моделей импакт-инвестирования для современного образования;
  • определяет рынки и ниши в сфере образования;
  • применяет данные ведущих международных исследований в образовании;
  • умеет распознавать и интерпретировать тренды в сфере образования в интересах развития различных проектов и собственной карьеры
  • идентифицирует data-informed и data - driven подходы в образовании, понимает их ресурсность и ограничения;
  • ориентируется в актуальных идеях в образовании и способах верификации информации о них;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Образование как понятие.
  • Обзор истории образования
  • Понятие и типология инноваций
  • Экосистемный подход в образовании.
  • Цифровая трансформация образования
  • Тенденции в образовании 21 века.
  • Образование как инструмент управления социальными изменениями.
  • Трендвотчинг в образовательной сфере
  • От человеческого капитала к человеческому потенциалу: новая рамка для дизайна образовательных систем.
  • Инновации и традиции в образовании.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест
    Итоговый тест по теоретическому материалу курса. Значительная часть заданий - кейсы.
  • неблокирующий Домашнее задание 1 Анализ заявок КИвО - 2025
    Студенты проводят анализ проектных заявок, поданных на Конкурс инноваций в образовании-2025, согласно предложенным критериям и инструкциям.
  • блокирует часть оценки/расчета Работа на семинарах
    Критерии оценки работы студента на онлайн-семинаре Оценивается присутствие и работа на семинаре - максимум 2 балла за занятие Общая сумма баллов за занятие (2 семинара) - 2 балла 1. Техническое присутствие и вовлеченность (0,5 баллов) Дисциплина: Своевременное подключение, минимизация отвлечений, корректное использование функций платформы. Визуальный контакт: Камера включена в течение всего семинара (где это уместно и требуется). 2. Работа в цифровой среде и создание цифровых следов, работа на интерактивной доске (Miro, Jamboard и т.д.) (0,5 балла) Активность и вклад: Студент не просто присутствует на доске, а активно создает и редактирует объекты (стикеры, карточки, схемы, рисунки). Структурирование: Помогает организовывать пространство доски: группирует идеи, создает связи, использует различные инструменты для визуализации. Содержательность: Вносит содержательные, а не формальные записи, которые развивают обсуждение. Создание цифровых следов: Фиксирует ключевые идеи и итоги дискуссии в предназначенных для этого документах, помогает структурировать и оформлять итоговые документы, делая их понятными и удобными для всех участников. Доступность: Работа выполняется в своевременно и в общем доступе, а не отправляется отдельно после занятия. 3. Активность и содержательность устных выступлений (0,5 баллов) Качество высказываний: Релевантность, аргументированность, глубина, лаконичность. Частота и инициативность: Регулярность включения в дискуссию, инициативность. Работа в общем чате: Корректность, полезность публикуемых материалов. Работа в малых группах: Вклад в общую работу, кооперация, качество результата. 4. Подготовленность и работа с материалами (0,5 балла) Знание обязательных материалов: Демонстрация знакомства с заданной литературой, материалами лекций Использование дополнительных материалов: Привлечение дополнительных релевантных источников.
  • блокирующий Экзамен
    Экзамен происходит в формате индивидуальных ответов на заранее предоставленные вопросы по материалам курса, а также дополнительно предложенному контенту. Формат опроса: короткая беседа по тематике курса + беседа по документальному фильму Ivory Tower (2014).
  • неблокирующий ДЗ 2: «My Learning Ecology: От карты к действию»
    Задание состоит из трех взаимосвязанных частей, где каждая последующая проверяет и подтверждает предыдущую. Сдать можно только весь пакет сразу.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.125 * ДЗ 2: «My Learning Ecology: От карты к действию» + 0.125 * Домашнее задание 1 Анализ заявок КИвО - 2025 + 0.125 * Работа на семинарах + 0.125 * Работа на семинарах + 0.1 * Тест + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Бережливые инновации : технологии умных затрат, Раджу, Н., 2017
  • Взаимодействие в команде : как организации учатся, создают инновации и конкурируют в экономике знаний : пер. с англ., Эдмондсон, Э., 2019
  • Вигоросность и инновации (человеческий фактор как основа модернизации), Карпенко, М. П., 2011
  • Массовое процветание : как низовые инновации стали источником рабочих мест, новых возможностей и изменений, Фелпс, Э., 2015
  • Метод стартапа : предпринимательские принципы управления для долгосрочного роста компании, Рис, Э., 2018
  • Открытые инновации : создание прибыльных технологий, Чесбро, Г., 2007
  • Стартап : настольная книга основателя, Бланк, С., 2017
  • Стратегия голубого океана : как найти или создать рынок, свободный от других игроков, Ким, В. Ч., 2020
  • Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия, Шумпетер, Й., 2007

Рекомендуемая дополнительная литература

  • LEGO. Как компания переписала правила инноваций и завоевала мировую индустрию игрушек, пер. с англ. Ю. И. Герасимчик, 285 с., Робертсон, Д., Брин, Б., 2018
  • Вклад малого инновационного предпринимательства в становление национальной инновационной системы ... : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05, Игнатенко, Ю. В., 2012
  • От нуля к единице : как создать стартап, который изменит будущее : пер. с англ., Тиль, П., 2015

Авторы

  • Семенова Александра Витальевна
  • Томасова Дарья Александровна
  • Лукина Анастасия Андреевна