2025/2026





Теории EdTech
Статус:
Майнор
Кто читает:
Департамент образовательных программ
Где читается:
Институт образования
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Контактные часы:
50
Программа дисциплины
Аннотация
Курс "Теории EdTech" знакомит студентов с ключевыми психолого-педагогическими теориями, теориями обучения и мотивации, современными подходами и способами поддержки обучающихся, лежащими в основе проектирования цифровых образовательных продуктов. Особое внимание уделяется тому, как эти теории применяются в индустрии EdTech и как с их помощью можно оценивать эффективность образовательных решений. Курс формирует концептуальную рамку для начинающего исследователя в EdTech.
Цель освоения дисциплины
- Получить общее понимание того, как люди разных возрастов учатся, а также познакомиться с основными теориями обучения, мотивации, вовлеченности, и как их можно применить в EdTech
- Узнать о том, как проектируются вовлекающие образовательные продукты в EdTech, а также о том, как улучшить образовательный опыт и поддержать обучающихся
- Сформировать представление об образовании как исследуемой области, познакомиться с с основами проведения научных исследований, а также с data-driven подходом в образовании, включая этические аспекты проведения исследований в EdTech
- Научиться оценивать стратегии педагогической поддержки (мотивации, вовлечения, взаимодействия и ИИ), применяемые в EdTech-средах, с опорой на теории и эмпирические подходы.
Планируемые результаты обучения
- Изложить основные идеи теорий обучения, а также ключевые концепции когнитивной и возрастной психологии
- Продемонстрировать понимание связей и возможностей применения различных теорий и концепций для проектирования и исследования в EdTech
- Анализировать образовательные продукты с точки зрения применения теорий обучения, методов проектирования, учебных стратегий и образовательных потребностей целевой аудитории
- Раскрыть основные принципы проведения научных исследований в EdTech с выделением этических аспектов
- Оценивать педагогическую целесообразность стратегий цифровой поддержки: геймификация, ИИ, коллаборация, обратная связь, метакогнитивный скаффолдинг
- Описать содержание основных подходов к проектированию вовлекающих образовательных продуктов
Содержание учебной дисциплины
- Общие идеи образования
- Познавательные процессы и их роль в обучении
- Возрастная психология
- Развитие предметной, игровой и учебной деятельности
- Теории обучения
- Современные подходы в образовании
- Метакогниция и саморегуляция
- Модели педагогического дизайна
- Вовлеченность
- Теория мотивации и мотивационный дизайн
- Геймификация и игровое обучение
- Обратная связь в образовании
- ИИ в Edtech: практические инструменты и применение
- Методология научных исследований: от идеи до реализации
Элементы контроля
- ТестТестирование (множественный выбор, Верно/Не верно, открытые вопросы) по разделам дисциплины: познавательные процессы, возрастная психология, развитие предметной, игровой и учебной деятельности, современные подходы к обучению, теории обучения, метакогниция и саморегуляция, педагогический дизайн
- Активность на семинаре и домашние заданияПосещение, активное участие в семинарах и своевременное выполнение домашних заданий
- Рефлексивное эссеПримите участие в исследовании, связанном с образованием или психологией обучения (например, эксперимент, интервью, онлайн-опрос, UX-тестирование EdTech-продукта и т.п.). После участия напишите короткое рефлексивное эссе (300–500 слов), в котором опишите свой опыт и осмыслите его с точки зрения содержания курса.
- Изучение онлайн курса "Ключевые идеи в образовании"Дополнительно изучить онлайн-курс «Ключевые идеи в образовании» (ссылку и инструкцию получите от преподавателя). После прохождения всех модулей вам необходимо выполнить итоговый тест, который проверяет понимание ключевых концепций, теорий и подходов из курса. Тест содержит вопросы разного типа (множественный выбор, сопоставление, открытые вопросы) и выполняется в установленный срок.
- Устное решение кейсовНа экзамене студенту предлагается кейс, основанный на изученных в курсе теориях и темах. Необходимо проанализировать предложенную ситуацию или описание EdTech-продукта, объяснив её с точки зрения соответствующих теорий и подходов. Разрешено пользоваться составленной в ходе курса концептуальной картой. Ответ дается устно, без предварительной подготовки.
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 2nd moduleФормула оценки = Накопленная оценка*0,6 + Устный опрос*0,4 Накопленная оценка = Активность*0,3 + Тест*0,3 + Рефлексивное эссе*0,2 + Онлайн-курс*0,2
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Cognitive load theory, , 2010
- Craver, B. D. (2013). How Learning Works: Seven Research-Based Principles for Smart Teaching - By Susan A. Ambrose, Michael W. Bridges, Michele DiPietro, Marsha C. Lovett and Marie K. Norman. Teaching Theology & Religion, 16(1), 94–96. https://doi.org/10.1111/teth.12013
- Dale H. Schunk. (2013). Learning Theories: Pearson New International Edition : An Educational Perspective. Pearson.
- M. David Merrill. (2013). First Principles of Instruction. Pfeiffer.
- Motivation and learning strategies for college success : a focus on self-regulated learning, Dembo, M. H., 2013
- Multimedia learning, Mayer, R. E., 2009
- Osondu, O. (2021). A First Course in Artificial Intelligence. Bentham Science Publishers Ltd.
- Technology - enhanced and collaborative learning : affordances, approaches and challenges, , 2018
- Weisberg, R. W., & Reeves, L. (2013). Cognition : From Memory to Creativity. Hoboken, N.J.: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=531239
- Общая психология : учебник для вузов, Нуркова, В. В., 2015
- Технологии мультимедиа и восприятие ощущений : учеб. пособие, Крапивенко, А. В., 2009
- Уиллингем, Д. Почему ученики не любят школу? Когнитивный психолог отвечает на вопросы о том, как функционирует разум и что это означает для школьных занятий / Д. Уиллингем , под редакцией А. Рябова , переводчик Ю. Каптуревский. — Москва : Высшая школа экономики, 2020. — 288 с. — ISBN 978-5-7598-1793-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/173431 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Albelbisi, N. A., & Yusop, F. D. (2019). Factors Influencing Learners’ Self-Regulated Learning Skills in a Massive Open Online Course (MOOC) Environment. Turkish Online Journal of Distance Education, 20(3), 1–16. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=eric&AN=EJ1221477
- Baddeley, A. (2003). Working memory: looking back and looking forward. Nature Reviews Neuroscience, 4(10), 829–839. https://doi.org/10.1038/nrn1201
- Clark, R. C., & Mayer, R. E. (2016). E-Learning and the Science of Instruction : Proven Guidelines for Consumers and Designers of Multimedia Learning (Vol. Fourth edition). Hoboken, New Jersey: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1179473
- Foundations of problem-based learning, Savin-Baden, M., 2004
- Mese, C., & Dursun, O. O. (2019). Effectiveness of Gamification Elements in Blended Learning Environments. Turkish Online Journal of Distance Education, 20(3), 119–142. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=eric&AN=EJ1221468
- The gamification of learning and instruction : game-based methods and strategies for training and education, Kapp, K. M., 2012
- Анатомия и возрастная физиология : учебник для бакалавров, Дробинская, А. О., 2014
- Идентичность: юность и кризис, Эриксон, Э., 2006
- Психология подростка : учеб. пособие, Волков, Б. С., 2001