• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2025/2026

Теории EdTech

Язык: русский
Контактные часы: 50

Программа дисциплины

Аннотация

Курс "Теории EdTech" знакомит студентов с ключевыми психолого-педагогическими теориями, теориями обучения и мотивации, современными подходами и способами поддержки обучающихся, лежащими в основе проектирования цифровых образовательных продуктов. Особое внимание уделяется тому, как эти теории применяются в индустрии EdTech и как с их помощью можно оценивать эффективность образовательных решений. Курс формирует концептуальную рамку для начинающего исследователя в EdTech.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Получить общее понимание того, как люди разных возрастов учатся, а также познакомиться с основными теориями обучения, мотивации, вовлеченности, и как их можно применить в EdTech
  • Узнать о том, как проектируются вовлекающие образовательные продукты в EdTech, а также о том, как улучшить образовательный опыт и поддержать обучающихся
  • Сформировать представление об образовании как исследуемой области, познакомиться с с основами проведения научных исследований, а также с data-driven подходом в образовании, включая этические аспекты проведения исследований в EdTech
  • Научиться оценивать стратегии педагогической поддержки (мотивации, вовлечения, взаимодействия и ИИ), применяемые в EdTech-средах, с опорой на теории и эмпирические подходы.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Изложить основные идеи теорий обучения, а также ключевые концепции когнитивной и возрастной психологии
  • Продемонстрировать понимание связей и возможностей применения различных теорий и концепций для проектирования и исследования в EdTech
  • Анализировать образовательные продукты с точки зрения применения теорий обучения, методов проектирования, учебных стратегий и образовательных потребностей целевой аудитории
  • Раскрыть основные принципы проведения научных исследований в EdTech с выделением этических аспектов
  • Оценивать педагогическую целесообразность стратегий цифровой поддержки: геймификация, ИИ, коллаборация, обратная связь, метакогнитивный скаффолдинг
  • Описать содержание основных подходов к проектированию вовлекающих образовательных продуктов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Общие идеи образования
  • Познавательные процессы и их роль в обучении
  • Возрастная психология
  • Развитие предметной, игровой и учебной деятельности
  • Теории обучения
  • Современные подходы в образовании
  • Метакогниция и саморегуляция
  • Модели педагогического дизайна
  • Вовлеченность
  • Теория мотивации и мотивационный дизайн
  • Геймификация и игровое обучение
  • Обратная связь в образовании
  • ИИ в Edtech: практические инструменты и применение
  • Методология научных исследований: от идеи до реализации
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест
    Тестирование (множественный выбор, Верно/Не верно, открытые вопросы) по разделам дисциплины: познавательные процессы, возрастная психология, развитие предметной, игровой и учебной деятельности, современные подходы к обучению, теории обучения, метакогниция и саморегуляция, педагогический дизайн
  • неблокирующий Активность на семинаре и домашние задания
    Посещение, активное участие в семинарах и своевременное выполнение домашних заданий
  • неблокирующий Рефлексивное эссе
    Примите участие в исследовании, связанном с образованием или психологией обучения (например, эксперимент, интервью, онлайн-опрос, UX-тестирование EdTech-продукта и т.п.). После участия напишите короткое рефлексивное эссе (300–500 слов), в котором опишите свой опыт и осмыслите его с точки зрения содержания курса.
  • неблокирующий Изучение онлайн курса "Ключевые идеи в образовании"
    Дополнительно изучить онлайн-курс «Ключевые идеи в образовании» (ссылку и инструкцию получите от преподавателя). После прохождения всех модулей вам необходимо выполнить итоговый тест, который проверяет понимание ключевых концепций, теорий и подходов из курса. Тест содержит вопросы разного типа (множественный выбор, сопоставление, открытые вопросы) и выполняется в установленный срок.
  • неблокирующий Устное решение кейсов
    На экзамене студенту предлагается кейс, основанный на изученных в курсе теориях и темах. Необходимо проанализировать предложенную ситуацию или описание EdTech-продукта, объяснив её с точки зрения соответствующих теорий и подходов. Разрешено пользоваться составленной в ходе курса концептуальной картой. Ответ дается устно, без предварительной подготовки.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    Формула оценки = Накопленная оценка*0,6 + Устный опрос*0,4 Накопленная оценка = Активность*0,3 + Тест*0,3 + Рефлексивное эссе*0,2 + Онлайн-курс*0,2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Cognitive load theory, , 2010
  • Craver, B. D. (2013). How Learning Works: Seven Research-Based Principles for Smart Teaching - By Susan A. Ambrose, Michael W. Bridges, Michele DiPietro, Marsha C. Lovett and Marie K. Norman. Teaching Theology & Religion, 16(1), 94–96. https://doi.org/10.1111/teth.12013
  • Dale H. Schunk. (2013). Learning Theories: Pearson New International Edition : An Educational Perspective. Pearson.
  • M. David Merrill. (2013). First Principles of Instruction. Pfeiffer.
  • Motivation and learning strategies for college success : a focus on self-regulated learning, Dembo, M. H., 2013
  • Multimedia learning, Mayer, R. E., 2009
  • Osondu, O. (2021). A First Course in Artificial Intelligence. Bentham Science Publishers Ltd.
  • Technology - enhanced and collaborative learning : affordances, approaches and challenges, , 2018
  • Weisberg, R. W., & Reeves, L. (2013). Cognition : From Memory to Creativity. Hoboken, N.J.: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=531239
  • Общая психология : учебник для вузов, Нуркова, В. В., 2015
  • Технологии мультимедиа и восприятие ощущений : учеб. пособие, Крапивенко, А. В., 2009
  • Уиллингем, Д. Почему ученики не любят школу? Когнитивный психолог отвечает на вопросы о том, как функционирует разум и что это означает для школьных занятий / Д. Уиллингем , под редакцией А. Рябова , переводчик Ю. Каптуревский. — Москва : Высшая школа экономики, 2020. — 288 с. — ISBN 978-5-7598-1793-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/173431 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Albelbisi, N. A., & Yusop, F. D. (2019). Factors Influencing Learners’ Self-Regulated Learning Skills in a Massive Open Online Course (MOOC) Environment. Turkish Online Journal of Distance Education, 20(3), 1–16. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=eric&AN=EJ1221477
  • Baddeley, A. (2003). Working memory: looking back and looking forward. Nature Reviews Neuroscience, 4(10), 829–839. https://doi.org/10.1038/nrn1201
  • Clark, R. C., & Mayer, R. E. (2016). E-Learning and the Science of Instruction : Proven Guidelines for Consumers and Designers of Multimedia Learning (Vol. Fourth edition). Hoboken, New Jersey: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1179473
  • Foundations of problem-based learning, Savin-Baden, M., 2004
  • Mese, C., & Dursun, O. O. (2019). Effectiveness of Gamification Elements in Blended Learning Environments. Turkish Online Journal of Distance Education, 20(3), 119–142. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=eric&AN=EJ1221468
  • The gamification of learning and instruction : game-based methods and strategies for training and education, Kapp, K. M., 2012
  • Анатомия и возрастная физиология : учебник для бакалавров, Дробинская, А. О., 2014
  • Идентичность: юность и кризис, Эриксон, Э., 2006
  • Психология подростка : учеб. пособие, Волков, Б. С., 2001

Авторы

  • Капуза Анастасия Васильевна
  • Куприна Анастасия Юрьевна
  • Гетман Александра Витальевна
  • Горбунова Анна Юрьевна