• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2025/2026

Психология дипломатической службы

Статус: Майнор
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Контактные часы: 58

Программа дисциплины

Аннотация

Цель дисциплины — познакомить студентов со всем комплексом знаний о дипломатии как практике международных отношений. В дисциплине рассмотрены профессиональные требования, предъявляемые к дипломатам, раскрыто понятие «искусство дипломатии» в региональной и страноведческой специфике («школы дипломатии»). Особое внимание уделено персонализации политики в дипломатии, дипломатическому поведению, исследованию систем убеждений политиков, составляющих элиту дипломатической службы разных стран. В центре внимания также находится деятельность консулов и психологические аспекты их профессиональной практики: стрессоустойчивость, работа с жалобами, кризисные ситуации, защита прав граждан за рубежом. Рассматриваются психологические факторы в дипломатии, ведущие к сотрудничеству и доверию, деятельность посла как главы постоянного дипломатического представительства, дипломатический протокол и этикет, традиционная и нетрадиционная дипломатия.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель: Сформировать у студентов комплексное представление о психологических аспектах дипломатической службы. Задачи: 1. Освоить историю становления дипломатии 2. Познакомиться с различными школами дипломатии и национальными стилями дипломатической практики. 3. Изучить дипломатическую деятельность как часть государственной политики 4. Освоить основные принципы дипломатической профессии и ключевые компетенции дипломатов 5. Раскрыть роль дипломатического протокола, этикета и символической коммуникации. 6. Изучить психологические основы дипломатического взаимодействия и поведения. 7. Изучить психологические аспекты деятельности консулов: эмоциональную нагрузку, работу в условиях угроз, посредничество в конфликтах, взаимодействие с соотечественниками в стрессовых ситуациях. 8. Развить способность использовать психологические подходы для выстраивания доверительных отношений между государствами и их представителями. 9. Овладеть теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для эффективной работы дипломатов в межгосударственных и межкультурных контекстах. 10. Развить способность использовать психологические подходы для выстраивания доверительных отношений между государствами и их представителями.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • владеет основами профессиональной этики и норм дипломатического поведения;
  • понимает роль личности, ценностей, убеждений в дипломатической практике;
  • умеет применять психологические подходы в анализе дипломатических взаимодействий;
  • знает специфику и психологические особенности работы консульской службы;
  • способен отличать традиционную и нетрадиционную дипломатию;
  • знает структуру и психологическую специфику дипломатических и консульских учреждений;
  • способен к межкультурной коммуникации, демонстрирует навыки эмпатии и адаптивности в профессиональной среде.
  • демонстрирует знание истории становления дипломатии и её институционального развития;
  • способен распознавать и сопоставлять национальные школы и стили дипломатии;
  • умеет анализировать дипломатическую деятельность как часть государственной политики;
  • способен применять знания дипломатического этикета и символической коммуникации для поддержания конструктивного взаимодействия в официальных и неформальных международных форматах.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема1. Введение в дипломатию
  • Тема 2 Введение в профессию дипломата: роль и задачи
  • Тема 3. Психология посольской и консульской службы
  • Тема 4. Коммуникация и доверие в дипломатии
  • Тема 5. Эмоциональный интеллект и поведение дипломата в условиях стресса
  • Тема 6. Психология влияния, публичных выступлений и кризисных ситуаций
  • Тема 7 Персонализация политики и дипломатическая элита
  • Тема 8 Дипломатический протокол и этикет
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Практические модули
  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 4th module
    0.5 * Практические модули + 0.2 * Работа на семинарах + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Шестопал, Е. Б. Политическая психология / Е. Б. Шестопал. — 6-е изд., пер. и доп. — Москва : Аспект Пресс, 2022. — 312 с. — ISBN 978-5-7567-1234-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/297047 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Kissinger, H. (2012). Diplomacy. London: Simon & Schuster UK. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1992748

Авторы

  • Гласер Марина Алексеевна