2025/2026





Управление развитием туризма
Статус:
Майнор
Кто читает:
Высшая школа юриспруденции и администрирования
Где читается:
Высшая школа юриспруденции и администрирования
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
76
Программа дисциплины
Аннотация
Управление развитием туристского комплекса на уровне региона или муниципалитета с помощью современных технологий. Сущность туристского комплекса, его структура, специфика функционирования и управления, подходы и методы для разработки методики управленческих решений. Целевые программы развития туризма на региональном и муниципальном уровне.
Цель освоения дисциплины
- Сформировать у обучающихся системное понимание современных тенденций и ключевых факторов развития туристической отрасли в России и за рубежом, овладение теоретическими и методологическими подходами, инструментами государственного регулирования и стратегического управления в сфере туризма и гостеприимства, а также компетенциями по разработке и реализации эффективных решений для развития туристской инфраструктуры, брендинга территорий и внедрения инновационных практик устойчивого развития.
Планируемые результаты обучения
- Знать: современные тенденции, структуру и динамику развития мировой и российской индустрии туризма и гостеприимства;
- Знать: основные вызовы отрасли и перспективные направления её трансформации;
- Знать: теоретические и методологические подходы к государственному стимулированию туризма;
- Уметь: анализировать стратегические и операционные аспекты развития туристской отрасли; проводить оценку мер государственной поддержки и стимулирования туризма;
- Уметь: разрабатывать рекомендации по совершенствованию туристической инфраструктуры и политики в отрасли;
- Владеть: методами стратегического и операционного управления туристскими организациями и проектами; навыками проектирования и реализации комплексных программ развития туристских территорий; инструментами анализа туристских потоков, конкурентоспособности региона и рынка услуг;
- Владеть: практическими навыками разработки стандартов сервиса и внедрения инноваций в отрасли; компетенциями междисциплинарного взаимодействия для решения задач отрасли (маркетинг, экономика, экология, государственное управление).
Содержание учебной дисциплины
- Современные тенденции и структура туризма
- Оценка мер и инструментов государственного стимулирования развития туристической инфраструктуры и индустрии гостеприимства в России
- Российское и международное регулирование туризма
- Стратегическое и операционное управление туризмом
- Туризм и устойчивое развитие
- Кадровое обеспечение туристской сферы
- Маркетинг и брендинг туристских территорий
- Организация деятельности в индустрии туризма и гостеприимства
Элементы контроля
- Activity
- Defence
- Публикация статьи в журнале ВАК
- Выступление на международной или российской конференции по тематике курса
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 2nd module0.2 * Activity + 0.2 * Activity + 0.4 * Defence + 0.1 * Выступление на международной или российской конференции по тематике курса + 0.1 * Публикация статьи в журнале ВАК
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Индустрия туризма : перевозки, Биржаков, М. Б., 2001
- Индустрия туризма России : современные тенденции развития и управления : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05, Кричмарь, М. Ю., 2007
- Инновационные аспекты управленческой деятельности на предприятиях сферы туризма : моногр., Жуков, А. А., 2006
- Иностранный туризм, Квартальнов, В. А., 1999
- Информационные технологии управления в туризме : учеб. пособие, Чудновский, А. Д., 2016
- Кластерный подход к регулированию туризма в регионе : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05, Пидгурская, Н. Н., 2006
- Международный туризм : учебник для вузов, Александрова, А. Ю., 2002
- Международный туризм : учебник, Александрова А.Ю., 2002
Рекомендуемая дополнительная литература
- Клиентоориентированные стратегии на рынке китайского выездного туризма (на примере российских ком... : автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05, Блинова, Е. А., 2007
- Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме : Учеб. пособие, Безрутченко, Ю.В., 2009
- Маркетинг. Гостеприимство и туризм : Учебник для вузов, Котлер, Ф., 1998