• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2025/2026

Управление развитием туризма

Статус: Майнор
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

Управление развитием туристского комплекса на уровне региона или муниципалитета с помощью современных технологий. Сущность туристского комплекса, его структура, специфика функционирования и управления, подходы и методы для разработки методики управленческих решений. Целевые программы развития туризма на региональном и муниципальном уровне.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать у обучающихся системное понимание современных тенденций и ключевых факторов развития туристической отрасли в России и за рубежом, овладение теоретическими и методологическими подходами, инструментами государственного регулирования и стратегического управления в сфере туризма и гостеприимства, а также компетенциями по разработке и реализации эффективных решений для развития туристской инфраструктуры, брендинга территорий и внедрения инновационных практик устойчивого развития.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать: современные тенденции, структуру и динамику развития мировой и российской индустрии туризма и гостеприимства;
  • Знать: основные вызовы отрасли и перспективные направления её трансформации;
  • Знать: теоретические и методологические подходы к государственному стимулированию туризма;
  • Уметь: анализировать стратегические и операционные аспекты развития туристской отрасли; проводить оценку мер государственной поддержки и стимулирования туризма;
  • Уметь: разрабатывать рекомендации по совершенствованию туристической инфраструктуры и политики в отрасли;
  • Владеть: методами стратегического и операционного управления туристскими организациями и проектами; навыками проектирования и реализации комплексных программ развития туристских территорий; инструментами анализа туристских потоков, конкурентоспособности региона и рынка услуг;
  • Владеть: практическими навыками разработки стандартов сервиса и внедрения инноваций в отрасли; компетенциями междисциплинарного взаимодействия для решения задач отрасли (маркетинг, экономика, экология, государственное управление).
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Современные тенденции и структура туризма
  • Оценка мер и инструментов государственного стимулирования развития туристической инфраструктуры и индустрии гостеприимства в России
  • Российское и международное регулирование туризма
  • Стратегическое и операционное управление туризмом
  • Туризм и устойчивое развитие
  • Кадровое обеспечение туристской сферы
  • Маркетинг и брендинг туристских территорий
  • Организация деятельности в индустрии туризма и гостеприимства
Элементы контроля

Элементы контроля

  • блокирует часть оценки/расчета Activity
  • блокирует часть оценки/расчета Defence
  • блокирует часть оценки/расчета Публикация статьи в журнале ВАК
  • блокирует часть оценки/расчета Выступление на международной или российской конференции по тематике курса
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.2 * Activity + 0.2 * Activity + 0.4 * Defence + 0.1 * Выступление на международной или российской конференции по тематике курса + 0.1 * Публикация статьи в журнале ВАК
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Индустрия туризма : перевозки, Биржаков, М. Б., 2001
  • Индустрия туризма России : современные тенденции развития и управления : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05, Кричмарь, М. Ю., 2007
  • Инновационные аспекты управленческой деятельности на предприятиях сферы туризма : моногр., Жуков, А. А., 2006
  • Иностранный туризм, Квартальнов, В. А., 1999
  • Информационные технологии управления в туризме : учеб. пособие, Чудновский, А. Д., 2016
  • Кластерный подход к регулированию туризма в регионе : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05, Пидгурская, Н. Н., 2006
  • Международный туризм : учебник для вузов, Александрова, А. Ю., 2002
  • Международный туризм : учебник, Александрова А.Ю., 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Клиентоориентированные стратегии на рынке китайского выездного туризма (на примере российских ком... : автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05, Блинова, Е. А., 2007
  • Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме : Учеб. пособие, Безрутченко, Ю.В., 2009
  • Маркетинг. Гостеприимство и туризм : Учебник для вузов, Котлер, Ф., 1998

Авторы

  • Ходунов Евгений Сергеевич