Бакалавриат
2025/2026



Психология
Статус:
Курс обязательный (Городское планирование)
Кто читает:
Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского
Где читается:
Факультет городского и регионального развития
Когда читается:
4-й курс, 1, 2 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
60
Программа дисциплины
Аннотация
Продвинутая психология для студентов 4-го курса ОП "Городское планирование".
Курс «Психология здорового города» изучает взаимодействие человека с городской средой, выявляя, как урбанизированное пространство воздействует на психологическое состояние, поведенческие реакции и социальные связи горожан. В этом курсе город рассматривается как основная среда обитания человека, которая одновременно может быть источником стресса и средством его преодоления. В рамках курса исследуется, как физическое пространство городов может способствовать благополучию людей, повышению эффективности их деятельности и улучшению качества жизни. Студенты познакомятся с основными теориями, концепциями и методами психологии города через интерактивные лекции и практические семинары. Обсуждаемые темы включают салютогенный и биофильный дизайн городских пространств, влияние города на массовое поведение, климатическую тревожность и адаптацию к изменениям климата, стратегии, предлагаемые Американской ассоциацией планировщиков (АРА), а также успешные примеры внедрения психологических принципов в городское планирование. Курс направлен на формирование у студентов глубокого понимания взаимодействий между человеком и городом, а также на осознание принципов развития городских пространств, которые улучшают качество жизни и способствуют устойчивому развитию городской среды.
Цель освоения дисциплины
- Ознакомление с основными взглядами на взаимодействие человека и городской среды.
- Понимание влияния городской среды на психическое здоровье и поведение людей.
- Анализ индивидуальных способов средовой самоподдержки и стихийной психотерапии
- Формирование экологического мышления и навыков анализа городской среды с позиций психологии и устойчивого развития.
- Осмысление психотерапевтического потенциала городской среды для коррекционных, реабилитационных и рекреационных задач.
- Учет психологических потребностей горожан в процессе городского планирования.
Планируемые результаты обучения
- Студенты знакомы с особенностями поведения и социального взаимодействия жителей мегаполиса.
- Способен анализировать и оценивать влияние урбанистических факторов на поведение, социальные взаимодействия и психическое здоровье горожан.
- Студенты понимают значение междисциплинарного подхода в городском планировании и роль психологии в анализе городской жизни.
- Студенты имеют представление о психологических потребностях людей в городской среде и их влиянии на поведение и социальные взаимодействия.
- - Дает студентам представление о роли психологии в исследованиях города и создании здоровой городской среды - Дает студентам знания о практическом применении концепций, изучаемых психологией городской среды - Позволяет понять, как студент может использовать психологии для своей сферы исследования - Развивает навыки анализа теоретических источников и критической оценки исследований - Проверяет умение выявлять проблемные области и предлагать новые направления интервенций и исследований.
- Развивает навыки анализа теоретических источников и критической оценки исследований
- Проверяет умение выявлять проблемные области и предлагать новые направления интервенций и исследований.
- Студенты знакомы с методами анализа городской среды и способны использовать их для первичного понимания психологии городского планирования.
- Студенты способны анализировать и оценивать влияние урбанистических факторов на поведение, социальные взаимодействия и психическое здоровье горожан.
- Студенты знакомы с основными теориями и методами психологии городской среды.
- Студенты знакомы с исследованиями безопасности в большом городе.
- Знакомы с методами анализа городской среды и способны использовать их для первичного понимания психологии городского планирования.
- Студенты знают особенности современной цивилизации (по К. Лоренцу) и способны анализировать их с точки зрения рисков и ресурсов для психологического благополучия человека.
- Знакомы с концепцией Архитектуры выбора (Р.Талер, К.Санстейн), понимают механизмы работы «подталкивающих» решений и имеют первичный опыт планирования таких решений.
- Студенты понимают базовые принципы планирования решений для создания здоровой городской среды и первичные навыки их применения
- o Умение собирать качественные данные о городской территории o Умение проводить исследования на территории o Умение проблематизировать городское пространство o Умение определять потребности горожан на основе наблюдений и анализа городских сред o Позволяет взаимодействовать со средой для лучшего понимания средовых условий o Умение делать выводы на основе анализа сред и предлагать практические решения
- Умеет подбирать, анализировать, систематизировать и критически осмыслять информацию из различных научных источников
- Позволяет получить знания о планировании и проведении интервенций
- Позволяет собрать теоретическую базу для планирования интервенций
- Студенты подбирают, анализируют, систематизируют и критически осмысляют информацию из различных научных источников
- Используют знания о психологии города для разработки решений для улучшения психологического состояния горожан
- Ставят гипотезы и выбирают релевантные методы для их проверки
- Планируют интервенции
- Студенты демонстрируют понимание способа применения в городском планировании концепций и методик, полученных на курсе «Психология здорового города»
- Анализируют текущие проблемы в выбранных научных областях и делать выводы
- Студенты обосновывают и описывают планируемые шаги интервенций
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1: Введение в психологию «здорового» города.
- Тема 2: Пространственное восприятие города.
- Тема 3: Урбанизация и психическое здоровье.
- Тема 4: Безопасность и страх в городской среде.
- Тема 5: Личное и общетвенное пространства
- Тема 6: Городские символы и идентичность.
- Тема 7: Принятие решений: влияние и выбор в городской среде
- Тема 8: Психология городского поведения.
- Тема 9: Разработка психологических решений для «здорового» города
- Тема 10: Будущее городов и новые вызовы.
Элементы контроля
- Групповое задание 1 «Кино: Методы визуальной антропологии"На основе собранных данных о влиянии определенной городской среды на образ жизни и психологическое благополучие горожан создайте короткометражный видеофильм (до 5 минут), включающий ключевые наблюдения и анализ. Подготовьте презентацию с изложением инсайтов, выводов и предложений на основе данных и опыта от проведенной съемки.
- Индивидуальное задание 1анализ научных исследований на стыке текущей области исследования студента (на основе курсовой работы) и психологии. Цель анализа — сформировать собственное понимание возможностей применения психологического подхода для решения профессиональных задач.
- Групповое задание 2Групповой проект. Анализ программ и интервенций, направленных на улучшение качества жизни и психического здоровья горожан, а также удовлетворение их психологических потребностей, для разработки собственных решений.
- Групповое задание 3 "Интервенции"Разработка плана интервенции, направленной на решение локальной задачи по улучшению качества жизни и психического здоровья горожан.
- Индивидуальное задание 2: ЭссеНапишите эссе о возможностях изменить подход к изучению/ задачам / фокусу / решениям в своей области городского планирования с учетом знаний из курса о психическом здоровье и благополучии.
- Аудиторная работаанализ 3-х научных исследований на стыке текущей области исследования студента (на основе курсовой работы) и психологии. Цель анализа — сформировать собственное понимание возможностей применения психологического подхода для решения профессиональных задач.