• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2025/2026

Психология

Статус: Курс обязательный (Городское планирование)
Когда читается: 4-й курс, 1, 2 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

Продвинутая психология для студентов 4-го курса ОП "Городское планирование". Курс «Психология здорового города» изучает взаимодействие человека с городской средой, выявляя, как урбанизированное пространство воздействует на психологическое состояние, поведенческие реакции и социальные связи горожан. В этом курсе город рассматривается как основная среда обитания человека, которая одновременно может быть источником стресса и средством его преодоления. В рамках курса исследуется, как физическое пространство городов может способствовать благополучию людей, повышению эффективности их деятельности и улучшению качества жизни. Студенты познакомятся с основными теориями, концепциями и методами психологии города через интерактивные лекции и практические семинары. Обсуждаемые темы включают салютогенный и биофильный дизайн городских пространств, влияние города на массовое поведение, климатическую тревожность и адаптацию к изменениям климата, стратегии, предлагаемые Американской ассоциацией планировщиков (АРА), а также успешные примеры внедрения психологических принципов в городское планирование. Курс направлен на формирование у студентов глубокого понимания взаимодействий между человеком и городом, а также на осознание принципов развития городских пространств, которые улучшают качество жизни и способствуют устойчивому развитию городской среды.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление с основными взглядами на взаимодействие человека и городской среды.
  • Понимание влияния городской среды на психическое здоровье и поведение людей.
  • Анализ индивидуальных способов средовой самоподдержки и стихийной психотерапии
  • Формирование экологического мышления и навыков анализа городской среды с позиций психологии и устойчивого развития.
  • Осмысление психотерапевтического потенциала городской среды для коррекционных, реабилитационных и рекреационных задач.
  • Учет психологических потребностей горожан в процессе городского планирования.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студенты знакомы с особенностями поведения и социального взаимодействия жителей мегаполиса.
  • Способен анализировать и оценивать влияние урбанистических факторов на поведение, социальные взаимодействия и психическое здоровье горожан.
  • Студенты понимают значение междисциплинарного подхода в городском планировании и роль психологии в анализе городской жизни.
  • Студенты имеют представление о психологических потребностях людей в городской среде и их влиянии на поведение и социальные взаимодействия.
  • - Дает студентам представление о роли психологии в исследованиях города и создании здоровой городской среды - Дает студентам знания о практическом применении концепций, изучаемых психологией городской среды - Позволяет понять, как студент может использовать психологии для своей сферы исследования - Развивает навыки анализа теоретических источников и критической оценки исследований - Проверяет умение выявлять проблемные области и предлагать новые направления интервенций и исследований.
  • Развивает навыки анализа теоретических источников и критической оценки исследований
  • Проверяет умение выявлять проблемные области и предлагать новые направления интервенций и исследований.
  • Студенты знакомы с методами анализа городской среды и способны использовать их для первичного понимания психологии городского планирования.
  • Студенты способны анализировать и оценивать влияние урбанистических факторов на поведение, социальные взаимодействия и психическое здоровье горожан.
  • Студенты знакомы с основными теориями и методами психологии городской среды.
  • Студенты знакомы с исследованиями безопасности в большом городе.
  • Знакомы с методами анализа городской среды и способны использовать их для первичного понимания психологии городского планирования.
  • Студенты знают особенности современной цивилизации (по К. Лоренцу) и способны анализировать их с точки зрения рисков и ресурсов для психологического благополучия человека.
  • Знакомы с концепцией Архитектуры выбора (Р.Талер, К.Санстейн), понимают механизмы работы «подталкивающих» решений и имеют первичный опыт планирования таких решений.
  • Студенты понимают базовые принципы планирования решений для создания здоровой городской среды и первичные навыки их применения
  • o Умение собирать качественные данные о городской территории o Умение проводить исследования на территории o Умение проблематизировать городское пространство o Умение определять потребности горожан на основе наблюдений и анализа городских сред o Позволяет взаимодействовать со средой для лучшего понимания средовых условий o Умение делать выводы на основе анализа сред и предлагать практические решения
  • Умеет подбирать, анализировать, систематизировать и критически осмыслять информацию из различных научных источников
  • Позволяет получить знания о планировании и проведении интервенций
  • Позволяет собрать теоретическую базу для планирования интервенций
  • Студенты подбирают, анализируют, систематизируют и критически осмысляют информацию из различных научных источников
  • Используют знания о психологии города для разработки решений для улучшения психологического состояния горожан
  • Ставят гипотезы и выбирают релевантные методы для их проверки
  • Планируют интервенции
  • Студенты демонстрируют понимание способа применения в городском планировании концепций и методик, полученных на курсе «Психология здорового города»
  • Анализируют текущие проблемы в выбранных научных областях и делать выводы
  • Студенты обосновывают и описывают планируемые шаги интервенций
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1: Введение в психологию «здорового» города.
  • Тема 2: Пространственное восприятие города.
  • Тема 3: Урбанизация и психическое здоровье.
  • Тема 4: Безопасность и страх в городской среде.
  • Тема 5: Личное и общетвенное пространства
  • Тема 6: Городские символы и идентичность.
  • Тема 7: Принятие решений: влияние и выбор в городской среде
  • Тема 8: Психология городского поведения.
  • Тема 9: Разработка психологических решений для «здорового» города
  • Тема 10: Будущее городов и новые вызовы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Групповое задание 1 «Кино: Методы визуальной антропологии"
    На основе собранных данных о влиянии определенной городской среды на образ жизни и психологическое благополучие горожан создайте короткометражный видеофильм (до 5 минут), включающий ключевые наблюдения и анализ. Подготовьте презентацию с изложением инсайтов, выводов и предложений на основе данных и опыта от проведенной съемки.
  • неблокирующий Индивидуальное задание 1
    анализ научных исследований на стыке текущей области исследования студента (на основе курсовой работы) и психологии. Цель анализа — сформировать собственное понимание возможностей применения психологического подхода для решения профессиональных задач.
  • неблокирующий Групповое задание 2
    Групповой проект. Анализ программ и интервенций, направленных на улучшение качества жизни и психического здоровья горожан, а также удовлетворение их психологических потребностей, для разработки собственных решений.
  • неблокирующий Групповое задание 3 "Интервенции"
    Разработка плана интервенции, направленной на решение локальной задачи по улучшению качества жизни и психического здоровья горожан.
  • неблокирующий Индивидуальное задание 2: Эссе
    Напишите эссе о возможностях изменить подход к изучению/ задачам / фокусу / решениям в своей области городского планирования с учетом знаний из курса о психическом здоровье и благополучии.
  • неблокирующий Аудиторная работа
    анализ 3-х научных исследований на стыке текущей области исследования студента (на основе курсовой работы) и психологии. Цель анализа — сформировать собственное понимание возможностей применения психологического подхода для решения профессиональных задач.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.15 * Аудиторная работа + 0.2 * Групповое задание 1 «Кино: Методы визуальной антропологии" + 0.2 * Групповое задание 2 + 0.2 * Групповое задание 3 "Интервенции" + 0.1 * Индивидуальное задание 1 + 0.15 * Индивидуальное задание 2: Эссе

Авторы

  • Дзюбенко Мария Михайловна