Магистратура
2025/2026





Создание персонализированной образовательной среды
Статус:
Курс обязательный (Обучение и оценивание как наука)
Кто читает:
Департамент образовательных программ
Где читается:
Институт образования
Когда читается:
2-й курс, 1 модуль
Онлайн-часы:
20
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Корешникова Юлия Николаевна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
6
Программа дисциплины
Аннотация
Этот онлайн-курс представляет обзор современных педагогических, психологических и философских теорий и подходов, а также включает обширный практический блок по созданию персонализированной учебной среды в классе. Основная цель курса — ознакомить широкий круг преподавателей с актуальными педагогическими решениями. Важной частью курса является практический блок, в котором четко представлены рекомендации и ориентиры по созданию персонализированной учебной среды, включая инструменты и методы обеспечения индивидуального обучения.
Изменения в профессиональном стиле развиваются не революционным путем, а через эволюционный процесс. Каждую неделю студентам будут предложены лекции и практические задания, направленные на адаптацию плана занятий с целью сделать его более персонализированным и удобным для учащихся. Каждый урок предоставляет возможность внедрить методы в повседневную учебную деятельность или перестроить весь учебный процесс.
Этот дистанционный курс предназначен для:
- студентов педагогических образовательных программ (бакалавриат и магистратура);
- учителей средних и старших классов;
- преподавателей университетов;
- тьюторов и инструкторов в социальных и образовательных организациях;
- тьюторов-наставников.
Цель освоения дисциплины
- сформировать у участников практические навыки разработки и внедрения персонализированной образовательной среды, ориентированной на потребности каждого учащегося.
 
Планируемые результаты обучения
- Понимаю теоретические принципы разработки учебных программ, ориентированных на учеников (конструктивизм, коннективизм, образование века информационных технологий, персонализированное обучение, универсальный дизайн для обучения).
 - Могу анализировать свой стиль преподавания и свои предпочтения
 - Могу определять точку зрения учителя и учащегося в образовательном процессе путем деконструкции элементов учебной программы, ориентированной на ученика
 - Могу написать подходящие задачи обучения для своего урока
 - Понимаю как минимум одну таксономию (Блума, Де Финка, Биггса).
 - Знаю несколько стратегий обучения (активное обучение, групповые, оценочные, организационно-учебные стратегии).
 - Могу выбирать подходящие методы для повышения мотивации учащихся в своем классе (метод обучения через открытие и исследование, проблемное обучение, проектное обучение, перевернутый класс)
 - Понимаю методы для мотивирования учащихся (индуктивный и дедуктивный методы)
 - Могу использовать рубрики для оценивания заданий
 - Могу выбирать и/или создавать карты прогресса для своего курса
 - Могу использовать модель конструктивного выравнивания для создания своей учебной программы
 - Знаю, как повысить чувство автономности учащихся в образовательной среде
 - Могу организовать учебные материалы в удобной для учащихся форме
 - Разрабатываю свое видение эффективной коммуникации с учениками в понятной для них форме
 - Понимаю основные принципы сбора обратной связи
 - Умею корректировать и использовать материалы своего проекта на практике
 
Содержание учебной дисциплины
- Теоретические основания и принципы создания персонализированной образовательной среды
 - Разработка учебной программы, образовательные стратегии и образовательные результаты
 - Инструменты/подходы к достижению образовательных результатов (формированию компетенций)
 - Оценка образовательных результатов
 - Управление персонализированным уроком
 - Критерии прогресса
 
Элементы контроля
- Выбор темы/модуля для перепроектирования и анализ аудиторииВыберите одну тему, состоящую обычно из 3, 5 или 7 уроков и исходя из своего опыта, опишите, что должны знать и уметь студенты для успешного изучения этой темы. Именно эту тему или модуль вы будете проектировать/перепроектировать Вторая задача – анализ аудитории. Вы уже знаете своих учеников. Кто они? С какими навыками они уже приходят на ваш урок? Какой жизненный опыт они имеют? Как их культура, языковые навыки, экономический статус, возраст и другие особенности влияют на ваш учебный план?
 - Образовательные результатыВыберите любую таксономию и, используя глаголы таксономии, пожалуйста, запишите все предполагаемые образовательные результаты и задачи обучения к выбранному вами модулю Составьте список возможных учебных стратегий и учебных заданий, которые могут быть использованы для облегчения достижения учащимися результатов и для решения задач обучения. Стратегии сгруппируйте по следующим основаниям: (1) какие стратегии учения я знаю; (2) какие стратегии учения можно использовать для достижения образовательных результатов; (3) какие стратегии учения знают мои ученики
 - Образовательные результаты-2Необходимо составить таблицу, в которой: в первом столбце зафиксировать основной предполагаемый образовательный результат для выбранного вами раздела курса; во втором столбце перечислить глаголы для разных уровней из различных типов таксономий; в третьем столбце для каждого предполагаемого результата обучения расписать список учебных заданий, направленных на формирование выделенных образовательных результатов. Необходимо расписать несколько учебных заданий/видов деятельности для каждого уровня таксономии. Второе задание — представить, какое оценивание вы хотели бы использовать для выбранных образовательных результатов. Необходимо согласовать предполагаемые образовательные результаты, уровни таксономии, учебные задания и оценивание.
 - Разработка программы курса
 - Рефлексивное эссе
 - тесты по итогам каждого раздела
 
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 1st module0.25 * Разработка программы курса + 0.25 * Рефлексивное эссе + 0.5 * тесты по итогам каждого раздела
 
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Когнитивизм как парадигма гуманитарно - философской мысли, Максимов, Л. В., 2003
 - Лекции по психологии : учеб. пособие для вузов, Гальперин, П. Я., 2011
 - Радикальный бихевиоризм. Б. Скиннер, Фрейджер, Р., 2007
 
Рекомендуемая дополнительная литература
- О бихевиоризме, Скиннер, Б. Ф., 2023