• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2025/2026

Создание персонализированной образовательной среды

Статус: Курс по выбору (Педагогическое образование)
Когда читается: 2-й курс, 1 модуль
Онлайн-часы: 20
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Контактные часы: 6

Программа дисциплины

Аннотация

Этот онлайн-курс представляет обзор современных педагогических, психологических и философских теорий и подходов, а также включает обширный практический блок по созданию персонализированной учебной среды в классе. Основная цель курса — ознакомить широкий круг преподавателей с актуальными педагогическими решениями. Важной частью курса является практический блок, в котором четко представлены рекомендации и ориентиры по созданию персонализированной учебной среды, включая инструменты и методы обеспечения индивидуального обучения. Изменения в профессиональном стиле развиваются не революционным путем, а через эволюционный процесс. Каждую неделю студентам будут предложены лекции и практические задания, направленные на адаптацию плана занятий с целью сделать его более персонализированным и удобным для учащихся. Каждый урок предоставляет возможность внедрить методы в повседневную учебную деятельность или перестроить весь учебный процесс. Этот дистанционный курс предназначен для: - студентов педагогических образовательных программ (бакалавриат и магистратура); - учителей средних и старших классов; - преподавателей университетов; - тьюторов и инструкторов в социальных и образовательных организациях; - тьюторов-наставников.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • сформировать у участников практические навыки разработки и внедрения персонализированной образовательной среды, ориентированной на потребности каждого учащегося.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимаю теоретические принципы разработки учебных программ, ориентированных на учеников (конструктивизм, коннективизм, образование века информационных технологий, персонализированное обучение, универсальный дизайн для обучения).
  • Могу анализировать свой стиль преподавания и свои предпочтения
  • Могу определять точку зрения учителя и учащегося в образовательном процессе путем деконструкции элементов учебной программы, ориентированной на ученика
  • Могу написать подходящие задачи обучения для своего урока
  • Понимаю как минимум одну таксономию (Блума, Де Финка, Биггса).
  • Знаю несколько стратегий обучения (активное обучение, групповые, оценочные, организационно-учебные стратегии).
  • Могу выбирать подходящие методы для повышения мотивации учащихся в своем классе (метод обучения через открытие и исследование, проблемное обучение, проектное обучение, перевернутый класс)
  • Понимаю методы для мотивирования учащихся (индуктивный и дедуктивный методы)
  • Могу использовать рубрики для оценивания заданий
  • Могу выбирать и/или создавать карты прогресса для своего курса
  • Могу использовать модель конструктивного выравнивания для создания своей учебной программы
  • Знаю, как повысить чувство автономности учащихся в образовательной среде
  • Могу организовать учебные материалы в удобной для учащихся форме
  • Разрабатываю свое видение эффективной коммуникации с учениками в понятной для них форме
  • Понимаю основные принципы сбора обратной связи
  • Умею корректировать и использовать материалы своего проекта на практике
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Теоретические основания и принципы создания персонализированной образовательной среды
  • Разработка учебной программы, образовательные стратегии и образовательные результаты
  • Инструменты/подходы к достижению образовательных результатов (формированию компетенций)
  • Оценка образовательных результатов
  • Управление персонализированным уроком
  • Критерии прогресса
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Выбор темы/модуля для перепроектирования и анализ аудитории
    Выберите одну тему, состоящую обычно из 3, 5 или 7 уроков и исходя из своего опыта, опишите, что должны знать и уметь студенты для успешного изучения этой темы. Именно эту тему или модуль вы будете проектировать/перепроектировать Вторая задача – анализ аудитории. Вы уже знаете своих учеников. Кто они? С какими навыками они уже приходят на ваш урок? Какой жизненный опыт они имеют? Как их культура, языковые навыки, экономический статус, возраст и другие особенности влияют на ваш учебный план?
  • неблокирующий Образовательные результаты
    Выберите любую таксономию и, используя глаголы таксономии, пожалуйста, запишите все предполагаемые образовательные результаты и задачи обучения к выбранному вами модулю Составьте список возможных учебных стратегий и учебных заданий, которые могут быть использованы для облегчения достижения учащимися результатов и для решения задач обучения. Стратегии сгруппируйте по следующим основаниям: (1) какие стратегии учения я знаю; (2) какие стратегии учения можно использовать для достижения образовательных результатов; (3) какие стратегии учения знают мои ученики
  • неблокирующий Образовательные результаты-2
    Необходимо составить таблицу, в которой: в первом столбце зафиксировать основной предполагаемый образовательный результат для выбранного вами раздела курса; во втором столбце перечислить глаголы для разных уровней из различных типов таксономий; в третьем столбце для каждого предполагаемого результата обучения расписать список учебных заданий, направленных на формирование выделенных образовательных результатов. Необходимо расписать несколько учебных заданий/видов деятельности для каждого уровня таксономии. Второе задание — представить, какое оценивание вы хотели бы использовать для выбранных образовательных результатов. Необходимо согласовать предполагаемые образовательные результаты, уровни таксономии, учебные задания и оценивание.
  • неблокирующий Разработка программы курса
  • неблокирующий Рефлексивное эссе
  • неблокирующий тесты по итогам каждого раздела
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 1st module
    0.25 * Разработка программы курса + 0.25 * Рефлексивное эссе + 0.5 * тесты по итогам каждого раздела
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Когнитивизм как парадигма гуманитарно - философской мысли, Максимов, Л. В., 2003
  • Лекции по психологии : учеб. пособие для вузов, Гальперин, П. Я., 2011
  • Радикальный бихевиоризм. Б. Скиннер, Фрейджер, Р., 2007

Рекомендуемая дополнительная литература

  • О бихевиоризме, Скиннер, Б. Ф., 2023

Авторы

  • Корешникова Юлия Николаевна