• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2025/2026

Семинар наставника. Наука о пространственных данных для исследований природы и общества

Когда читается: 2-й курс, 1-3 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

Cеминар наставника «Наука о пространственных данных в исследованиях природы и общества» посвящен основным типам задач в исследованиях природы и общества в географии и смежных областях знания, которые могут решаться с применением инструментов науки о пространственных данных и геоаналитики. Основная цель курса – сформировать у студентов практические навыки решения исследовательских задач на основе инструментов науки о пространственных данных и геоаналитики в полном цикле исследования, от постановки задачи через подбор необходимых данных и методов до получения конечного результата, а также презентации ключевых выводов в научном сообществе и лицам, принимающим решения. Будут рассмотрены основные элементы, необходимые для успешной реализации исследовательского проекта, включая вопросы междисциплинарной коммуникации и синтеза технологических инструментов и доменного знания. Данная дисциплина опирается на материалы курсов «Основы анализа пространственных данных», «Пространственные инструменты для решения экологических задач», «Математическое моделирование в пространственных задачах» и готовит обучающихся к освоению курса «Пространственное планирование на основе больших данных», «Территориальные риски: идентификация, адаптация, предотвращение» и подготовке выпускной квалификационной работы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Менторское сопровождение учебной траектории (исследовательская траектория) магистранта во взаимодействии с другими участниками обучения образовательной программы «Пространственные данные и прикладная геоаналитика», оказание студенту поддержки в изучении и выборе наиболее оптимальных предложений о стажировках, конкурсах и прочих образовательных мероприятиях по тематике программы.
  • Сформировать у магистрантов мета-компетенции, необходимые для самостоятельной аналитической и научно-исследовательской работы в области пространственных данных и геоаналитики, включение их в научную и профессиональную жизнь посредством формирования среды для общения с релевантными специалистами.
  • Сформировать системное представление о полном цикле исследовательской работы, от постановки задачи через подбор необходимых данных и методов до получения конечного результата, а также презентации ключевых выводов в научном сообществе и лицам, принимающим решения.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умеет обосновывать актуальность, проблематику и значимость реализуемого проекта, понимает специфику и риски реализации проекта
  • Владеет навыками проведения аналитической и научно-аналитической работы
  • Знает структуру, особенности планирования и реализации научно-исследовательских проектов в полном цикле: от формулирования исследовательского вопроса, постановки задач и подбора методов до верификации и интерпретации результатов
  • Обладает навыками презентации результатов аналитической и научно-исследовательской работы
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1 (1-й год обучения). Установочный семинар наставника
  • Тема 3 (1-й год обучения). Постановка личных целей профессионального развития
  • Тема 2 (1-й год обучения). Формирование практических компетенций
  • Тема 4 (1-й год обучения). Погружение в профессиональное сообщество
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Самостоятельная работа: разработка индивидуального плана
    Проектирование индивидуальных образовательных результатов (ИОР) магистрантов, определяемых в соответствии с выбранной траекторией обучения (прикладная траектория) и образовательными/карьерными предпочтениями магистрантов. Отслеживание прогресса достижения ИОР.
  • неблокирующий Защита темы индивидуального проекта
    В течение модуля магистрант совместно с научным руководителем формулируют тему, цель, задачи и план работы над индивидуальным проектом. Защита темы индивидуального проекта проводится в виде устного доклада (с презентацией) длительностью 3–5 минут с ответами на вопросы и обсуждением.
  • неблокирующий Выполнение индивидуального задания из индивидуального плана обучения
    Защита индивидуального задания из индивидуального плана обучения.
  • неблокирующий Самостоятельная работа по выполнению индивидуального плана
    Проектирование индивидуальных образовательных результатов (ИОР) магистрантов, определяемых в соответствии с выбранной траекторией обучения (прикладная траектория) и образовательными/карьерными предпочтениями магистрантов. Отслеживание прогресса достижения ИОР.
  • неблокирующий Самостоятельная работа: разработка индивидуального плана
    Проектирование индивидуальных образовательных результатов (ИОР) магистрантов, определяемых в соответствии с выбранной траекторией обучения (прикладная траектория) и образовательными/карьерными предпочтениями магистрантов. Отслеживание прогресса достижения ИОР.
  • неблокирующий Защита темы индивидуального проекта
    В течение модуля магистрант совместно с научным руководителем формулируют тему, цель, задачи и план работы над индивидуальным проектом. Защита темы индивидуального проекта проводится в виде устного доклада (с презентацией) длительностью 3–5 минут с ответами на вопросы и обсуждением.
  • неблокирующий Выполнение индивидуального задания из индивидуального плана обучения
    Защита индивидуального задания из индивидуального плана обучения.
  • неблокирующий Самостоятельная работа по выполнению индивидуального плана
    Проектирование индивидуальных образовательных результатов (ИОР) магистрантов, определяемых в соответствии с выбранной траекторией обучения (прикладная траектория) и образовательными/карьерными предпочтениями магистрантов. Отслеживание прогресса достижения ИОР.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 4th module
    0.2 * Выполнение индивидуального задания из индивидуального плана обучения + 0.2 * Выполнение индивидуального задания из индивидуального плана обучения + 0.3 * Защита темы индивидуального проекта + 0.3 * Защита темы индивидуального проекта + 0.2 * Самостоятельная работа по выполнению индивидуального плана + 0.2 * Самостоятельная работа по выполнению индивидуального плана + 0.3 * Самостоятельная работа: разработка индивидуального плана + 0.3 * Самостоятельная работа: разработка индивидуального плана
  • 2025/2026 3rd module
    0.2 * Выполнение индивидуального задания из индивидуального плана обучения + 0.2 * Выполнение индивидуального задания из индивидуального плана обучения + 0.3 * Защита темы индивидуального проекта + 0.3 * Защита темы индивидуального проекта + 0.2 * Самостоятельная работа по выполнению индивидуального плана + 0.2 * Самостоятельная работа по выполнению индивидуального плана + 0.3 * Самостоятельная работа: разработка индивидуального плана + 0.3 * Самостоятельная работа: разработка индивидуального плана
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил - 5-7598-0102-3 - Радаев В. В. - 2001 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/352970 - 352970 - iBOOKS

Рекомендуемая дополнительная литература

  • de Smith, M., Goodchild, M., & Longley, P. (2009). Geospatial analysis: a Comprehensive Guide to Principles, Techniques and Software Tools. United Kingdom, Europe: Troubador Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B70B9802

Авторы

  • Нагорная Елена Григорьевна
  • Шелудков Александр Владимирович