• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2025/2026

Немецкий язык

Когда читается: 2-й курс, 1-4 модуль
Онлайн-часы: 20
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс предназначен для студентов-востоковедов, обучающихся по программам бакалавриата в Институте Классического Востока и Античности НИУ ВШЭ. В связи с наличием развитой научной востоковедной традиции и обширной литературы на немецком языке уже на начальном этапе обучения от студентов-востоковедов ожидается умение достаточно бегло читать и понимать немецкие тексты по выбранной специальности. Эффективное ведение учебного процесса по данной программе предполагает – помимо стандартного интенсивного изучения грамматики – еженедельное комментированное чтение (с подробным грамматическим анализом) неадаптированных научно-популярных текстов и научных статей, энциклопедий, грамматических описаний, словарей, а также современной прессы на немецком языке. Особый акцент делается на отработке общей и специальной (научной) лексики и характерных для данных текстов выражений, оборотов и грамматических конструкций. Студенты знакомятся также с рецензиями и представлениями книг на немецком языке и особенностями ведения немецкой деловой корреспонденции в сфере науки. В основные задачи курса входит развитие у студентов таких навыков, как беглое чтение разных типов текстов по специальности, выделение основных идей текста и составление резюме на русском и немецком языках, написание аннотаций к книгам, умение вести научную переписку и составлять заявки для участия в конференциях или получения стажировки, умение вести устную беседу в области изучаемой специальности.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Развитие иноязычной коммуникативной компетенции на уровне В1+, предполагающем готовность и способность студента свободно осуществлять повседневное и академическое общение на немецком языке в большинстве коммуникативных ситуаций
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • владение морфологией глагола, умение правильно интерпретировать глагольные формы в тексте; умение научно-популярные тексты по специальности; умение анализировать научный текст на немецком языке, выделять и понимать грамматические конструкции; умение извлекать информацию из письменного научного текста, выделять главное; умение порождать формы. Знание лексики на темам: экономика и хозяйство в древности; литературоведческие термины
  • владение морфологией имени существительного, прилагательного, числительного; умение читать тексты по специальности (словари, энциклопедии); умение анализировать научный текст на немецком языке, правильно интерпретировать формы в тексте; умение извлекать информацию из письменного научного текста, выделять главное; умение порождать формы. Знание лексики на темам: древняя история, древнейшая история; природа
  • знание значений причастий; умение выделять в тексте границы причастных оборотов, правильно переводить их; умение перефразировать причастные обороты.
  • Знание лексики на темам: древнейшая и древняя история; обороты научной речи; лингвистическая терминология
  • Знание лексики по темам: географические термины, природа; литературоведческие термины; обороты научной речи; принятые сокращения.
  • Знание лексики по темам: материальная культура и археология; модальные конструкции.
  • знание способов выражения объективной и субъективной модальности, умение перефразировать; умение понимать и переводить пассажи с подобными конструкциями; использовать их.
  • применение предлогов немецкого языка, знание основных элементов синтаксиса простого и сложного предложения; умение находить в тексте и верно интерпретировать придаточные;
  • применение фонетических и фонологических особенностей немецкого языка, знание правил чтения; умение бегло читать вслух немецкие тексты
  • применение форм местоимений и артиклей; умение правильно интерпретировать формы в тексте; умение читать тексты по специальности (грамматики), умение анализировать научный текст на немецком языке; умение извлекать информацию из письменного научного текста; умение порождать формы. Знание лексики на темам: географические термины; лингвистическая терминология
  • прочные знания по пройденным темам, знание основных глаголов с управлением; понимание важности информации об управлении глагола для верной интерпретации текста; умение правильно переводить конструкции с местоименными наречиями.
  • умение бегло читать тексты по специальности (научные статьи, научно-популярные тексты); умение анализировать научный текст на немецком языке, четко понимать грамматические конструкции, знать лексические и стилистические особенности немецкой научной речи; умение извлекать информацию из письменного научного текста, выделять главное; умение создавать текст. Знание лексики на темам: материальная культура и археология; обороты научной речи
  • умение передать чужое мнение (в частности, при пересказе содержания научных идей). Знание лексики и идиоматики по темам: экономика и хозяйство; вводные обороты; вступления и заключения
  • Понимает общий смысл, основные идеи и некоторые детали устных и письменных текстов на немецком языке, в том числе типичных для сферы академического общения
  • Создает связные и достаточно аргументированные устные тексты на немецком языке, понятно выражает свои мысли и в целом достаточно эффективно общается в большинстве ситуаций, в том числе типичных для сферы академического общения
  • Создает структурированные, связные письменные тексты на немецком языке, в целом учитывая правила академического общения
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 2 курс. Тема 1: Повторение элементарной морфологии и синтаксиса. Управление глаголов. Местоименные наречия.
  • Тема 1: Фонетика и орфография.
  • 2 курс. Тема 2: Причастия и причастные обороты. Перефразирование.
  • Тема 2: Морфология артиклей и местоимений.
  • 2 курс. Тема 3: Способы выражения объективной и субъективной модальности.
  • Тема 3: Морфология имени. Количественные и порядковые числительные.
  • 2 курс. Тема 4: Сослагательное наклонение (конъюнктив).
  • Тема 4: Морфология глагола.
  • Тема 5. Предлоги в немецком языке. Синтаксис. Словообразование.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    самостоятельные работы 0,4 (по 0,2 в 1 и 2 модулях) включают письменные упражнения и оценку за грамматическую тетрадь контрольные работы 0,6 (по 0,3 в 1 и 2 модулях) включают грамматическую контрольную и лексический диктант
  • 2024/2025 4th module
    cамостоятельные работы 0,2 (по 0,1 в 3 и 4 модулях) контрольные работы 0,5 (по 0,25 в 3 и 4 модулях) экзамен 0,3
  • 2025/2026 1st module
    cамостоятельные работы 0,4; контрольные работы 0,6
  • 2025/2026 4th module
    самостоят работы 0,15 (по 0,05 во 2,3,4 модулях) контрольные работы 0,45 (по 0,15 во 2,3,4 модулях) экзамен 0,4
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Практическая грамматика немецкого языка : учебное пособие / М.М. Васильева, М.А. Васильева. — 15-е изд. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 255 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — DOI 10.12737/textbook_5aa7dcf056bac1.36487196. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055786

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Schritte: Ubungsgrammatik, Gottstein-Schramm, B., 2010
  • Themen neu 1 : Kursbuch, Aufderstrasse, H., 2001

Авторы

  • Маркина Екатерина Владимировна
  • Визирова Екатерина Юльевна