Магистратура
2025/2026



Теория и техника кляйнианского психоанализа
Статус:
Курс обязательный (Психоанализ и психоаналитическая психотерапия)
Кто читает:
Кафедра психоанализа и бизнес-консультирования
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 семестр
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Программа дисциплины
Аннотация
Курс включает лекционные и клинически-теоретические семинарские занятия, в том числе знакомство с широким спектром клинических ситуаций на материалах клинических презентаций аналитической работы, иллюстрирующих и подкрепляющих теоретические основания.Программа включает знакомство с историей развития теории и практики кляйнианского подхода, его значении в истории психоанализа и его месте в современном психоаналитическом мире. Особое внимание отведено знакомству с современными достижениями современного кляйнианского психоанализа, изучению современной клинической работы. Фокус программы на изучении специфики кляйнианского психоаналитического способа наблюдения и исследования за психическими сознательными и бессознательными процессами, на развитии способности теоретического осмысления этих процессов, на внимании к тонкостям коммуникации между участниками психотерапевтического процесса, на овладении психоаналитическим инструментарием для диагностики и психотерапевтического вмешательства. Общими задачами является развитие аналитического мышления и аналитической восприимчивости.
Цель освоения дисциплины
- Получить и углубить теоретические и клинические знания о кляйнианском психоанализе, ориентироваться в применении этих знаний в психотерапевтической практике.
- Получить представление о кляйнианской концепции психического развития человека, в особенности раннего развития: - расширить знания о самых ранних тревогах, их связи с отношениями с первичным объектом; - знать связь этих тревог с защитами и перспективами развития развития (нормального и патологического); - знать закономерности нормального и патологического развития личности, внутриличностных, межличностных особенностей развития
- Ориентироваться в основных вариантах расстройств (невротических, пограничных, нарциссических, психотических, травматизированных пациентов): - оценивать уровень личностной организации, психического функционирования, межличностных отношений пациента; - ориентироваться в показаниях и противопоказаниях применения психоаналитически ориентированной психотерапии и принципах работы с учетом патологии; - проводить оценку психического состояния пациента, понимать общие принципы и логику психоаналитической диагностики, укрепить и развить необходимые навыки для диагностической практики; - оценивать внешние и внутренние факторы в развитии патологии; - уметь проводить психоаналитическое исследование в соответствии с принципами аналитической установки, в соответствии с этическими и профессиональными принципами
- Иметь представление о психотерапевтических факторах психоанализа: - обращать внимание и распознавать особенности объектных отношений; - сосредотачиваться на проявлении бессознательных процессов, бессознательной и сознательной коммуникации; - обнаруживать связь динамики наблюдаемой текущей ситуации, внешних отношений и инфантильных моделей поведения пациента; - формулировать и проверять развернутые психодинамические гипотезы в контексте психоаналитической теории; - развивать наблюдательность за тонкостями динамики отношений между пациентом и аналитиком; - развивать способность к обнаружению символического значения наблюдаемого опыта; - развивать и углублять навыки распознавания вербальной и невербальной коммуникации пациента, понимать её значение; - ориентироваться в выборе формы терапевтического вмешательства (ее своевременности, точности); - наблюдать и оценивать отклик пациента на вмешательство
Планируемые результаты обучения
- Получить представление о кляйнианской концепции психического развития человека, в особенности раннего развития: - расширить знания о самых ранних тревогах, их связи с отношениями с первичным объектом; - знать связь этих тревог с защитами и перспективами развития (нормального и патологического); - знать закономерности нормального и патологического развития личности, внутриличностных, межличностных особенностей развития
- Уметь проводить психоаналитическое исследование в соответствии с принципами аналитической установки, в соответствии с этическими и профессиональными принципами
- Иметь представление о психотерапевтических факторах психоанализа
Содержание учебной дисциплины
- Биография и творчество Мелани Кляйн
- Истоки и этапы развития концепций Мелани Кляйн
- Основные понятия тории Кляйн.
- Параноидно-шизоидная позиция.
- Депрессивная позиция
- Маниакальные защиты. Репарация.
- Ранние формы Эго, Супер-Эго и Эдипова комплекса.
- Зависть
- Проективная идентификация.
- Техника. Аналитическая установка. Перенос.
- Контрперенос
- Контейнирование
- Интерпретация
- Патологические организации
- Истерия
- Нарциссизм
- Перверсии
- Психотический уровень функционирования.
- Работа с травмой.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- 17907 - Alpina - Жизнь соло. Новая социальная реальность - Д. Бужинский; Э.Кляйненберг - Альпина нон-фикшн - 9789177916079 - 2018 - https://hse.alpinadigital.ru/audio/17907
- 949 - Alpina - Жизнь соло: Новая социальная реальность - Э.Кляйненберг - Альпина нон-фикшн - 9785961433098 - 2014 - https://hse.alpinadigital.ru/book/949
- Введение в психоанализ : лекции, Фрейд, З., 2001
- Введение в психоанализ : Лекции, Фрейд, З., 2007
- Детский психоанализ - 978-5-4461-1020-9 - Кляйн М. - 2020 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/365256 - 365256 - iBOOKS
- Детский психоанализ - 978-5-94193-848-3 - Кляйн М. - 2016 - Москва: Инcтитут общегуманитарных исследований - https://ibooks.ru/bookshelf/362604 - 362604 - iBOOKS
- Детский психоанализ, Фрейд, А., 2003
- Клинические лекции по Кляйн и Биону : сборник научных трудов / под редакцией Р. Андерсона , перевод с английского Л. В. Топоровой. — Москва : Когито-центр, 2012. — 192 с. — ISBN 978-5-89353-342-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/109252 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Невольники Маркса: Бойс, Уорхол, Кляйн, Дюшан - 978-5-91103-274-6 - де Дюв Т. - 2016 - Москва: Ад Маргинем Пресс - https://ibooks.ru/bookshelf/370041 - 370041 - iBOOKS
- Невольники Маркса: Бойс, Уорхол, Кляйн, Дюшан / пер. - 978-5-91103-2746 - Дюв Тьерри де - 2019 - Москва: Ад Маргинем Пресс - https://ibooks.ru/bookshelf/371812 - 371812 - iBOOKS
- Основы теории объектных отношений, Шарфф, Дж. С., 2009
- Развитие в психоанализе, Кляйн, М., 2001
- Семена успеха. Как родителям вырастить преуспевающих детей - 978-5-4461-0388-1 - Кляйн Това - 2018 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/356433 - 356433 - iBOOKS
- Фрейд, З. Введение в психоанализ. Лекции : учебное пособие / З. Фрейд , Перевод с немецкого Я. М. Когана. — Москва : Академический Проект, 2020. — 477 с. — ISBN 978-5-8291-2864-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/132364 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Хиншелвуд, Р. Д. Словарь кляйнианского психоанализа : словарь / Р. Д. Хиншелвуд , перевод с английского З. Баблояна. — Москва : Когито-центр, 2007. — 566 с. — ISBN 5-89353-203-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/108757 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Эго и механизмы защиты - 978-5-94193-919-0 - Фрейд А. - 2016 - Москва: Инcтитут общегуманитарных исследований - https://ibooks.ru/bookshelf/362628 - 362628 - iBOOKS
Рекомендуемая дополнительная литература
- Избранное, Фрейд, З., 1998
- Клинические лекции по Кляйн и Биону, , 2012
- Кляйнианский клинический практикум : от теории к практике, Хиншелвуд, Р. Д., 2019
- Невольники Маркса : Бойс, Уорхол, Кляйн, Дюшан, Дюв, Т. де, 2016
- Психоанализ депрессий : междунар. проект, подгот. фрейдистами, юнгианцами, кляйнианцами, лаканистами, райхианцами и независимыми аналитиками: сб. ст., , 2005
- Психоаналитический инсайт и человеческие отношения : кляйнианский подход, Зальцбергер-Виттенберг, И., 2006
- Развитие в психоанализе, Кляйн М., 2001
- Словарь кляйнианского психоанализа, Хиншелвуд, Р. Д., 2007