• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2025/2026

Древнееврейский язык и литература

Статус: Курс обязательный (Библеистика и история древнего Израиля)
Когда читается: 3-й курс, 1-4 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Древнееврейский язык и литература» на пятом году обучения предполагает знакомство с документами древнееврейского языка и литературы постбиблейского периода. Корпус изучаемых текстов включает: древнееврейские фрагменты книги Сираха (“Книга Иисуса, сына Сирахова”), отедельные тексты из Кумрана (“Устав общины”, “Свиток войны”, “Комментарий на Аввакума”), избранные тексты из Мишны (“Отцы”, “Чужой культ”) и из комментария к Мишне, содержащегося в Талмуде, а также древнееврейские надписи римской эпохи и письма Бар Кохбы. Язык книги Сираха рассматривается как пример формы древнееврейского языка, включающего как черты классического и позднего библейского древнееврейского, так и черты, объединяющие этот памятник с литературой Кумрана и Мишны. В корпусе т.н. текстов Кумрана особое внимание уделяется двум памятникам, наиболее репрезентативным в языковом отношении для знакомства с особенностями орфографии, фонологии и морфологии кумранского древнееврейского языка: “Устав общины” (1QS) и “Свиток войны” (1QM). Тексты из Мишны и гемары (юридического комментария) Талмуда демонстрируют две хронологические разновидности раввинистического древнееврейского языка, т.н. язык таннаев (Мишна, ок. 1 - 220 гг. н.э.) и язык амораев (Талмуд, ок. 220 – 500 гг. н.э.). Эпиграфика римского периода и тексты писем Бар Кохбы рассматриваются в связи с обсуждением социолингвистики древнееврейского языка в римский период, и в частности, вопроса о “смерти” древнееврейского как разговорного языка.