• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2025/2026

Продвинутый курс арабского языка

Язык: русский
Контактные часы: 474

Программа дисциплины

Аннотация

Основное внимание в программе сосредоточено на дальнейшем повышении коммуникативных речевых навыков, на выработке у обучаемых системного подхода к освоению материала, повышении уровня их аналитических и переводческих навыков. Требования программы предполагают оптимизацию и активизацию всех ранее приобретенных навыков: чтения, восприятия на слух, распознавания неадаптированных текстов и аудио сообщений повышенной сложности общественно-политического, экономического, страноведческого и социокультурного характера. Программа нацелена на формирование и закрепление навыков самостоятельной работы с текстовыми и аудио-визуальными материалами информационно-политической и художественно-публицистической направленности; развитие и совершенствование переводческих умений и навыков, как на базе учебных материалов, предусмотренных данной программой, так и специально привлекаемых для этих целей. Программа предусматривает возможность проведения во время практических занятий занятия, посвященного тематике стажировок в стране изучаемого восточного языка и другой страноведческой тематике (например, отчеты студентов о стажировке). Такие занятия рассматриваются как лингвострановедческий компонент программы и могут проводиться одновременно для всех студентов, изучающих дисциплину. Общая продолжительность таких занятий может составлять не более 2 ак. часов в течение модуля. Правило оценивания студентов, участвующих в краткосрочной академической мобильности: оценки/оценка, полученные во время краткосрочной стажировки (краткосрочной студенческой мобильности) в стране изучаемого языка по восточному языку, приравниваются к 0, 5 выделенной накопленной оценки, полученной студентами ОП Востоковедение, изучающими соответствующую дисциплину по восточному языку в тот же учебный период. Выделенная накопленная равна сумме оценок, полученных за все виды контроля, состоявшиеся в период краткосрочной мобильности. По окончании периода краткосрочной стажировки студент должен выполнить одно задание текущего контроля, соответствующее изученному за время его отсутствия материалу. Задание составляет преподаватель, ответственный за дисциплину. Оценка за выполненное задание составляет 0, 5 выделенной накопленной оценки. Краткосрочной стажировкой считается стажировка продолжительностью до 3-х месяцев.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями дисциплины являются: 1. качественное совершенствование активных и пассивных навыков устной и письменной речи и их последовательное доведение до автоматизма; 2. формирование на их основе речевой деятельности в ее четырех видах; 3. систематизация и активизация языковых знаний через освоение понятийного аппарата арабской языковедческой традиции; 4. формирование и закрепление навыков работы со словарем и самостоятельной работы с информационными и художественными текстами; 5. развитие и совершенствование переводческих умений и навыков на базе текстов, как уже освоенных, так и специально привлекаемых для этой цели
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет графикой и техникой письма. Демонстрирует развитие репродуктивных и формирование продуктивных навыков письма, включающих умение составлять сочинение по лексически освоенным темам.
  • Демонстрирует умение полно и точно понимать содержащуюся в тексте информацию. Демонстрирует навыки говорения в монологической и диалогической речи по тематике текстов, предлагаемых в изучающем чтении. Демонстрирует репродуктивные навыки письма. Демонстрирует активное употребление в письменной и устной речи 600 новых лексических единиц в составе словосочетаний разного типа
  • Показывает графику и технику письма. Демонстрирует развитие репродуктивных и формирование продуктивных навыков письма, включающих умение составлять сочинение по лексически освоенным темам.
  • Владеет грамматикой и лексическим минимумом в объеме изучаемой тематики. Способен поддерживать беседу по пройденной теме.
  • Владеет и демонстрирует практическое применение основ грамматического строя арабского литературного языка
  • Владеет необходимым запасом лексики для ведения дискуссии на изученную тематику, демонстрирует навыки неподготовленного чтения, перевода с листа и реферативного пересказа. Воспроизводит наиболее употребимый вокабуляр в общественно-политической сфере. Различает глаголы неполной семантики и неполной предикации; различные типы дополнений.
  • Демонстрирует запас лексики и знаний грамматики для ведения неподготовленной беседы на тему финансовой и банковской деятельности.
  • Демонстрирует знание грамматических правил и лексики урока. Умеет вести беседу по теме урока.
  • Демонстрирует навыки аудио-визуального восприятия незнакомых сообщений, перевода и реферативного пересказа услышанного и прочитанного на арабском языке по тематике исламоведения.
  • Демонстрирует навыки восприятия на слух, перевода на русский язык, краткого изложения и фиксации на письме аудио сообщений
  • Демонстрирует навыки чтения, перевода с листа текстов и ведения дискуссии по тематике произведений арабской художественной литературы.
  • Демонстрирует умение поддерживать диалог на тему "Присоединение арабских стран к Османской империи" и по теме «Коммуникативный этикет арабов». Умеет проводить морфологический и синтаксический анализ именного слова.
  • Знает особенности литературно-художественного стиля и краткую биографию автора, умеет читать с листа, переводить на родной язык и кратко излагать основную сюжетную линию произведения.
  • Использует лексику и фразеологию по теме "Торговля". Употребляет конструкции с числительными, обозначающие даты.
  • Поддерживает беседу на тему "Исламское искусство".т Выделяет тему-подлежащее и рему-сказуемое именного предложения.
  • Поддерживает беседу на тему "Международные организации и встречи". Выполняет синтаксический анализ, определяет квазисубъект-подлежащее глагольного предложения. Знает правила образования форм прошедшей и подобной страдательного глагола
  • Поддерживает беседу на тему "Мусульмане и мусульманская вера". Знает модели словообразования имен места, времени и орудий труда, имен относительных и качественных.
  • Поддерживает беседу на тему "Мусульманские обычаи и вопросы этике в исламе". Правильно употребляет слова, не относящиеся к категории знаменательных.
  • Поддерживает беседу на тему "Функции языка в жизни общества"
  • Поддерживает беседу на тему "Шахматы".
  • Применяет в общении с носителями языка приобретенные знания о нравственных ценностях мусульман.
  • Проводит анализ глагольного предложения, правильно выделяет субъект-подлежащее. Поддерживает диалог (беседу) по теме «Счастье – что это?» - Демонстрирует навык чтения и перевода с листа и дискуссии по теме текста «Сказать легко…» Делает информационное сообщение по обстановке в регионе Арабского Востока.
  • Употребляет эмотивные формы.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • "Незваный гость"
  • "Арабская Республика Египет"
  • "Абу Бакр ас-Сиддик"
  • "Понятие адаб, его история и значение"
  • "Счастливейший из мужей"
  • «Организация Объединенных Наций».
  • "О функциях и значении языка в жизни общества".
  • Тематический блок "Искусство торговли".
  • Лексический минимум и разговорные навыки по темам «Шахматы, правила игры; покупки, магазин»
  • "Абд ал-Мауджуд"
  • Лексический минимум и разговорные навыки по тематике «Мусульмане и мусульманская вера», «Аль-Бухари»
  • «Цена ответственности», автор Абд аль-Халим Абдалла.
  • «Присоединение арабских стран к Османской империи»
  • "Аристотель"
  • рассказ Шукри Мухаммада Ияда «Вознаграждение»
  • «Международные организации и встречи»
  • «Исламское искусство».
  • "Ал-Джахиз и его социальный активизм"
  • «Арабский экономический и социальный совет».
  • Повторение матерала (3К)
  • Теоретическая грамматика арабского языка. Раздел 1
  • Теоретическая грамматика арабского языка. Раздел 2
  • Теоретическая грамматика арабского языка. Раздел 3
  • Теоретическая грамматика арабского языка. Раздел 4
  • Теоретическая грамматика арабского языка. Раздел 5
  • Теоретическая грамматика арабского языка. Раздел 6
  • Теоретическая грамматика арабского языка. Раздел 7
  • Чтение художественной прозы на арабском языке.Из литературного наследия Т.Аль-Хакима
  • Чтение художественной литературы на арабском языке. Из литературного наследия Т.Хусейна
  • Чтение художественной литературы на арабском языке. Творчество В.Эд-Дина Якина
  • Чтение художественной литературы на арабском языке. Из литературного наследия Х.Ибрагима
  • Чтение художественной литературы на арабском языке. Творчество Х.Ибрагима
  • Чтение художественной литературы на арабском языке. Из литературного наследия Гассана Канафани
  • Чтение художественной литературы на арабском языке. Творчество и литературное наследие М.Нуайме
  • Чтение художественной литературы на арабском языке. Из литературного наследия Л.Дейрани
  • Чтение художественной литературы на арабском языке. Творчество и литературное наследие З.Тамера
  • Чтение художественной литературы на арабском языке.Из литературного наследия Ю.Идриса
  • Устная практика. Модули 1-2 (3 курс)
  • Устная практика. Модули 3-4 (3 курс)
  • "У ворот храма"
  • "Мекканские суры в Коране"
  • "Вещество и изменения, которые с ним происходят"
  • «Доисламская эпоха – Ал-Джахилийя»
  • "Мягкие руки"
  • Полисемантичные частицы в арабском языке
  • "Библия на арабском"
  • "История геометрии"
  • тематические блоки «Нефть», «Должность и обязанности секретаря», литературное наследие Махмуда Теймура (рассказ «Скорбь отца»).
  • Проведение модульной работы
  • Из литературного творчества Мустафы аль-Манфалуты (рассказ «Молодая поросль»)
  • «Банковская деятельность»
  • тематические блоки «Нравственное воспитание в Исламе», «Нравственные ценности исламского общества»
  • Устная практика. Модули 1-2 (4 курс)
  • Разговорная практика. Модули 1-2 (4 курс)
  • Разговорная практика. Модули 3-4 (4 курс)
  • Экономика-1
  • Экономика-2
  • Экономика-3
  • Экономика-4
  • Экономика-5
  • Экономика-6
  • Экономика-7
  • Экономика-8
  • ОПП. 1-1
  • ОПП. 1-2
  • ОПП. 1-3
  • ОПП. 1-4
  • ОПП. 1-5
  • ОПП. 1-6
  • ОПП. 1-7
  • ОПП. 1-8
  • ОПП. 2-1
  • ОПП. 2-2
  • ОПП. 2-3
  • ОПП. 2-4
  • ОПП. 2-5
  • ОПП. 2-6
  • ОПП. 2-7
  • ОПП. 2-8
  • ОПП. 2-9
  • ОПП. 2-10
  • КиС. Блок 1
  • КиС. Блок 2
  • КиС. Блок 3
  • КиС. Блок 4
  • Лингвострановедческий блок
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий БУ-3К. 1-2 модули (накопленная)
    Складывается из: Письменных заданий (0,25) Устных заданий (0,25) Творческих заданий (0,2) Контрольных работ (0,3)
  • неблокирующий ПКП-3К. 1-2 модули (накопленная)
  • неблокирующий ЧХП-3К. 1-2 модули (накопленная)
    Состоит из регулярно выполняемых домашних заданий, пересказов и письменного перевода
  • неблокирующий БУ-3К. 3-4 модули (накопленная)
    Состоит из: Письменных заданий (0,25) Устных заданий (0,25) Творческих заданий (0,2) Контрольных работ (0,3)
  • неблокирующий ПКП-3К. 3-4 модули (накопленная)
  • неблокирующий ЧХП-3К. 3-4 модули
  • неблокирующий Письменная итоговая работа. 3 курс, 2 модуль
    Письменная итоговая работа проводится на последнем занятии в модуле перед сессией в один день для всех групп. В случае отсутствия по неуважительной причине за письменную итоговую работу выставляется 0 баллов без права пересдачи. В случае отсутствия по уважительной причине студент должен написать письменную итоговую работу в день сдачи устного экзамена, а при невозможности это сделать в день сдачи устного экзамена по уважительной причине – в период пересдач.
  • неблокирующий Устный экзамен. 3 курс, 2 модуль
    Экзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса). Допускается использование арабского-русского словаря Баранова в печатном издании, использование электронных версий словаря запрещено.
  • неблокирующий Письменная итоговая работа. 3 курс, 4 модуль
    Письменная итоговая работа проводится на последнем занятии в модуле перед сессией в один день для всех групп. В случае отсутствия по неуважительной причине за письменную итоговую работу выставляется 0 баллов без права пересдачи. В случае отсутствия по уважительной причине студент должен написать письменную итоговую работу в день сдачи устного экзамена, а при невозможности это сделать в день сдачи устного экзамена по уважительной причине – в период пересдач.
  • неблокирующий Устный экзамен. 3 курс, 4 модуль
    Экзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса). Допускается использование арабского-русского словаря Баранова в печатном издании, использование электронных версий словаря запрещено.
  • неблокирующий БУ-4К. 1-2 модули (накопленная)
  • неблокирующий ОПП-4К. 1-2 модули (накопленная)
  • неблокирующий РП-4К. 1-2 модули (накопленная)
  • неблокирующий КиС-4К. 1-2 модуль (накопленная)
  • неблокирующий БУ-4К. 3-4 модули (накопленная)
  • неблокирующий ОПП-4К. 3-4 модули (накопленная)
  • неблокирующий РП-4К. 3-4 модули (накопленная)
  • неблокирующий ЭП-4К. 3-4 модули (накопленная)
  • неблокирующий Письменная итоговая работа. 4 курс, 2 модуль
    Письменная итоговая работа проводится на последнем занятии в модуле перед сессией в один день для всех групп. В случае отсутствия по неуважительной причине за письменную итоговую работу выставляется 0 баллов без права пересдачи. В случае отсутствия по уважительной причине студент должен написать письменную итоговую работу в день сдачи устного экзамена, а при невозможности это сделать в день сдачи устного экзамена по уважительной причине – в период пересдач.
  • неблокирующий Письменная итоговая работа. 4 курс, 4 модуль
    Письменная итоговая работа проводится на последнем занятии в модуле перед сессией в один день для всех групп. В случае отсутствия по неуважительной причине за письменную итоговую работу выставляется 0 баллов без права пересдачи. В случае отсутствия по уважительной причине студент должен написать письменную итоговую работу в день сдачи устного экзамена, а при невозможности это сделать в день сдачи устного экзамена по уважительной причине – в период пересдач.
  • неблокирующий Устный экзамен. 4 курс, 2 модуль
  • неблокирующий Устный экзамен. 4 курс, 4 модуль
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.35 * БУ-3К. 1-2 модули (накопленная) + 0.35 * БУ-3К. 1-2 модули (накопленная) + 0.1 * ПКП-3К. 1-2 модули (накопленная) + 0.1 * ПКП-3К. 1-2 модули (накопленная) + 0.2 * Письменная итоговая работа. 3 курс, 2 модуль + 0.2 * Письменная итоговая работа. 3 курс, 2 модуль + 0.2 * Устный экзамен. 3 курс, 2 модуль + 0.2 * Устный экзамен. 3 курс, 2 модуль + 0.15 * ЧХП-3К. 1-2 модули (накопленная) + 0.15 * ЧХП-3К. 1-2 модули (накопленная)
  • 2024/2025 4th module
    0.35 * БУ-3К. 3-4 модули (накопленная) + 0.35 * БУ-3К. 3-4 модули (накопленная) + 0.1 * ПКП-3К. 3-4 модули (накопленная) + 0.1 * ПКП-3К. 3-4 модули (накопленная) + 0.2 * Письменная итоговая работа. 3 курс, 4 модуль + 0.2 * Письменная итоговая работа. 3 курс, 4 модуль + 0.2 * Устный экзамен. 3 курс, 4 модуль + 0.2 * Устный экзамен. 3 курс, 4 модуль + 0.15 * ЧХП-3К. 3-4 модули + 0.15 * ЧХП-3К. 3-4 модули
  • 2025/2026 2nd module
    0.2 * БУ-4К. 1-2 модули (накопленная) + 0.2 * БУ-4К. 1-2 модули (накопленная) + 0.1 * КиС-4К. 1-2 модуль (накопленная) + 0.1 * КиС-4К. 1-2 модуль (накопленная) + 0.2 * ОПП-4К. 1-2 модули (накопленная) + 0.2 * ОПП-4К. 1-2 модули (накопленная) + 0.2 * Письменная итоговая работа. 4 курс, 2 модуль + 0.2 * Письменная итоговая работа. 4 курс, 2 модуль + 0.1 * РП-4К. 1-2 модули (накопленная) + 0.1 * РП-4К. 1-2 модули (накопленная) + 0.2 * Устный экзамен. 4 курс, 2 модуль + 0.2 * Устный экзамен. 4 курс, 2 модуль
  • 2025/2026 4th module
    0.2 * БУ-4К. 3-4 модули (накопленная) + 0.2 * БУ-4К. 3-4 модули (накопленная) + 0.2 * ОПП-4К. 3-4 модули (накопленная) + 0.2 * ОПП-4К. 3-4 модули (накопленная) + 0.2 * Письменная итоговая работа. 4 курс, 4 модуль + 0.2 * Письменная итоговая работа. 4 курс, 4 модуль + 0.1 * РП-4К. 3-4 модули (накопленная) + 0.1 * РП-4К. 3-4 модули (накопленная) + 0.2 * Устный экзамен. 4 курс, 4 модуль + 0.2 * Устный экзамен. 4 курс, 4 модуль + 0.1 * ЭП-4К. 3-4 модули (накопленная) + 0.1 * ЭП-4К. 3-4 модули (накопленная)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Nikolaeva, M. (2012). V. Agathangel Krymsky and the study of the history of literature of Syria and Lebanon in modern times (to the problem of Eurocentrism) ; А.Е. Крымский и вопросы изучения истории литературы Сирии и Ливана Нового времени (к проблеме европоцентризма). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C86140D0
  • Практический курс арабского литературного языка. Ч.2: Нормативный курс, Лебедев, В. Г., 2007
  • Скалозубова, О. С. (2011). Арабский язык: практика перевода: учеб.-метод. пособие для студентов фак. междунар. отношений спец. 1-23 01 03 «Лингвострановедение» / О. С. Скалозубова. — Минск: БГУ, 2011. — 38 с. Belarus, Europe: БГУ. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F5749AC8
  • ТЕПТЮК ПАВЕЛ СЕРГЕЕВИЧ. (2014). Мотив обманной свадьбы в средневековых арабских макамах. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.2C4462D

Рекомендуемая дополнительная литература

  • 9781317364856 - Bualuan, Ghada - Stories from One Thousand and One Nights : For Intermediate and Advanced Students of Arabic - 2018 - Routledge - http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&db=nlebk&AN=1761618 - nlebk - 1761618
  • Абдусатторов, А. (2012). Mavlana and the Problem of Rubai Transformation in Arabic Literature. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D5BCD66D
  • Золотухина, О. (2012). Пространственная Мифологема «Пустыня» В Творчестве Арабского Писателя Ибрагима Аль-Куни. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.224EA64A
  • Мокрушина, А. (2013). Философско-аскетическая поэзия Абу-ль-Атахии. Вестник Санкт-Петербургского Университета. Серия 13. Востоковедение. Африканистика, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14920050
  • Тептюк, П. (2013). Некоторые Особенности Классической Макамы. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.555F106

Авторы

  • Зелтынь Лариса Альбертовна
  • Перлова Юлия Валерьевна
  • Матросов Валерий Анатольевич