Бакалавриат
2025/2026





Испанский язык для профессиональных целей
Статус:
Курс по выбору (Международные отношения)
Кто читает:
Школа иностранных языков
Когда читается:
4-й курс, 1-3 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Контактные часы:
138
Программа дисциплины
Аннотация
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину «Испанский язык» и студентов НИУ ВШЭ, изучающих испанский язык в качестве второго иностранного/европейского языка на продвинутом этапе обучения. Этапы отличаются сложностью материалов (от простого к сложному) и соотношением общелитературного языка (доминирует на начальном этапе) и профессионального языка для специальных целей (преобладает на продвинутом этапе). Оба этапа неразрывно связаны и подчинены единой цели достижения конечных программных требований. В качестве конечной цели подразумевается сдача студентами государственного экзамена по испанскому языку, формат которого соответствует требованиям и структуре международных экзаменов Diplomas de Español como Lengua Extranjera (DELE) и Servicio Internacional de Evaluación de la Lengua Española (SIELE). На втором этапе в курсе дисциплины объединены следующие аспекты, отражающие общепринятые модели использования языка: EG (Español General) - Испанский язык для общих целей (общелитературный язык); EP (Español Profesional) - Язык специальности: мировая экономика, международный бизнес (I); мировая политика (II). В рамках каждого аспекта формируются академические умения, необходимые для реализации образовательных и профессиональных задач. Академические умения во всех ви-дах речевой деятельности (аудировании, чтении, говорении и письме) выделяются с учетом характера материалов учебников и анализа ситуаций потенциальной будущей академической и профессиональной деятельности студентов. Сочетание этих моделей в структуре подготовки специалистов-международников и экономистов создает высокий мотивационный уровень, связанный с прагматикой профессиональных, когнитивных и коммуникативных потребностей студентов. Работа с текстами разных жанров, присущих различным моделям использования языка, расширяет общелитературный и терминологический запас лексики, формирует понятийный аппарат, определяемый специальностью и различными сферами общения специалиста-международника и экономиста.
Цель освоения дисциплины
- 3 курс: Развитие иноязычной коммуникативной компетенции на уровне В2, предполагающем готовность и способность студента свободно осуществлять повседневное и академическое общение на испанском языке в большинстве коммуникативных ситуаций, а также использовать испанский язык для реализации наиболее частотных несложных профессиональных задач
- 4 курс: Развитие иноязычной коммуникативной компетенции на уровне С1, предполагающем готовность и способность студента свободно осуществлять повседневное и академическое общение на испанском языке, легко адаптируясь к любым коммуникативным ситуациям, , а также использовать испанский язык для реализации различных профессиональных задач
Планируемые результаты обучения
- - Свободно понимать общий смысл, основные идеи и большую часть деталей устных и письменных текстов на испанском языке, включая специализированных, типичных для сферы академического общения.
- - Строить развернутые, связные и аргументированные устные высказывания на испанском языке и в целом эффективно общаться в большинстве ситуаций, типичных для сферы академического общения.
- - Создавать структурированные, связные и в целом грамотные письменные тексты на испанском языке с учетом основных норм и правил академического общения.
- - Понимать общий смысл, основные идеи, проблематику и детали объемных и сложных устных и письменных специализированных текстов на испанском языке, типичных для сферы академического общения, включая узко профессиональных.
- - Строить логичные, развернутые, связные и аргументированные устные высказывания на испанском языке и эффективно участвовать в беседах и дискуссиях, типичных для сферы академического общения.
- - Создавать хорошо структурированные, детализированные, связные и грамотные письменные тексты на испанском языке любого типа с учетом норм и правил академического общения.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1.1: Вариативность испанского общества и испанского языка. Тема 1.2: Экономика как наука. Мировая политика и Международные отношения как дисциплина и предмет исследования.
- Тема 2.1: Политическое устройство и функции государственных органов. Тема 2.2: Деньги. Бартер. Капитализм. Рыночная экономика.
- Тема 3.1: Исторические основы региональных отличий Севера и Юга Испании. Тема 3.2: Природные ресурсы. Рента. Производственная деятельность предприятий в Испании.
- Тема 4.1: Политические режимы стран Латинской Америки. Тема 4.2: Демографические процессы. Рынок труда. Основные направления и типы миграции в современном мире.
- Тема 5.1: Проблемы молодёжи в Испании и Латинской Америке. Тема 5.2: Типы лидеров в зависимости от характера экономической деятельности.
- Тема 6.1: Вестфальская политическая система мира. Тема 6.2: Основные понятия сферы международной торговли.
- Тема 7.1: Основы правового государства. Тема 7.2: Некоторые виды экономической деятельности. Франшиза.
- Тема 8.1: Ипотечный кризис в Испании. Тема 8.2: Налогообложение, кредиты на развитие бизнеса.
- Тема 9.1: Выдающиеся личности и политические лидеры Испании и Латинской Америки. Тема 9.2: Испания: экспорт и импорт.
- Тема 10.1: Современной искусство Испании и стран Латинской Америки. Тема 10.2: Испания: экспорт и импорт. Международные организации (исторический обзор).
- Тема 11.1: Политические и экономические интеграционные процессы. Тема 11.2: Экономические и политические взаимоотношения интеграционных блоков.
- Тема 12.1: Экспатриация и современные экспаты. Тема 12.2. Цифровые кочевники
- Español General: Смарт сити - развитие и взаимодействие городских систем.
- Español General: Мировые научные достижения и технологии.
- Español General: Роль масс-медиа в современном обществе.
- Español General: Биосфера и человек – влияние, взаимодействие и взаимоотношение.
- Español General: Особенности агропромышленного комплекса Испании и его влияние на гастрономические особенности регионов.
- Español General: Основы и секреты успешной профессиональной траектории.
- Español General: Modismos y metáforas culturales – идиомы по тематическим сферам.
- Подготовка к DELE: Здоровый образ жизни.
- Подготовка к DELE: Взаимодействие рынка труда и образовательной среды.
- Подготовка к DELE: Современные течения художественного искусства.
- Подготовка к DELE: Кино Испании
- Подготовка к DELE: Социально-политические темы, религия и философия.
- Подготовка к DELE: Права и свободы человека.
- Подготовка к DELE: Основы написания делового письма/научного доклада/аннотации/анализа данных, представленных на графике.
- 1.1. El alma de un pueblo. Componentes y elementos de una fiesta popular. Expresiones coloquiales con las nacionalidades. 1.2. España: La infraestructura natural de la economía española. Fundamentos de la economía española. Influencia de os fenómenos meteorológicos en la economía. América Latina: Argentina. Fundamentos de la economía argentina. Rasgos culturales del hombre y la mujer de negocios en Argentina.
- 2.1. El clima cambiante. Climatología y fenómenos meteorológicos. El clima de los países hispanos. Zonas climáticas. El uso de -se. Las perífrasis verbales. 2.2. España: Pnorama de la población. Sectores de población. Sectores laborales. Perfil de la población española. Futuro del nuevo empleo. Gerontología profesional. América Latina: Uruguay. Fundamentos de la economía uruguaya. El liderazgo, el estatus y el estilo de comunicación.
- 3.1. Los intercambios de estudiantes. La universidad, las becas y los intercambios. Universidades hispanas de mayor prestigio. Intercambios universitarios. Aunque con indicativo y subjuntivo. 3.2. España: El sector agropecuario. Agricultura y ganadería; el vino y el aceite. América Latina: Chile. Fundamentos de la economía chilena. Aspectos socioculturales de Chile.
- 4.1.Tengo mis derechos. Derechos y deberes cívicos. Premios Nobel a la Paz hispanos. Oraciones temporales en futuro. 4.2. España:El sector pesquero. La capita europea de la pesca. América Latina: Brasil. Fundamentos de la economía brasileña. La organización, la gestión del tiempo y las reuniones en la empresa.
- 5.1. Destino, el mundo hispano. Lugares de interes turístico. Lugares Patrimonio de la Humanidad hispanos. Oraciones temporales en futuro. 5.2. España:El sector industrial y la construcción. Las constructoras y las fábricas. PYMEs, empresas multinacionales y transnacionales. América Latina: Perú. Fundamentos de la economía peruana. Rasgos culturales del negociador peruano.
- 6.1.La televisión hispana. Programas de televisión. Los verbos sentimiento y juicio. Expresiones coloquiales con formas de mirar y oír. 6.2. España:Tipos de sociedades. Paralelos y contrastes societarios entre dos países. América Latina: Colombia. Fundamentos de la economía colombiana. Rasgos culturales del negociador colombiano.
- 7.1. Tendencias del arte hispano moderno. Obras y artistas hispanos contemporáneos. Personas de la historia hispana. Oraciones relativas y relativos. Oraciones de finales y uso de por y para. 7.2. . España: El sistema financiero. La Banca española. Las instituciones crediticias españolas. América Latina: Venezuela. Fundamentos de la economía venezolana. Rasgos culturales del negociador venezolano.
- 8.1. ¿Qué me pasa, doctor? Tipos de medicinas y terapias. Oraciones modales. Ser, estar,parecer con indicativo y subjuntivo. 8.2. España: El sector turístico.Turismo nacional y paradores. Transportes e infraestructuras. Iberia y RENFE. América Latina: México. Fundamentos de la economía mexicana. Rasgos culturales del hombre y la mujer de negocios en México
- 9.1. El mundo laboral. Encontrar el trabajo. Empresas españolas. Documentos para encontrar trabajo. 9.2. España: Comercio interior, comercio exterior e inversiones. El comercio y la distribución en España, el sector exterior y las inversiones. Cualidades, valores y estilo de negociación de los directivos españoles. América Latina: Cuba y Panamá. Fundamentos de la economía cubana y panameña.
- 10.1. Puro teatro. el teatro y los epectáculos. Festivales de teatro. La música hispana. Estilo indirecto en pasado. 10.2. España: Las empresas españolas y sus dificultades en Latinoamérica. La franquicia. América Latina: La integración económica en América Latina. El papel económico de los hispanohablantes en Estados Unidos.
Элементы контроля
- Текущий контроль 1 модульДанный элемент контроля проверяет текущий уровень сформированности языковых навыков и речевых умений студента и включает оценивание фонетических, лексических, грамматических тестов, тестов и заданий на аудирование и чтение, а также устных и письменных речевых продуктов, созданных студентом.
- Устный экзаменДанный элемент контроля оценивает уровень владения студентом устной речью для решения различных коммуникативных задач.
- Текущий контроль 3 модульДанный элемент контроля проверяет текущий уровень сформированности языковых навыков и речевых умений студента и включает оценивание фонетических, лексических, грамматических тестов, тестов и заданий на аудирование и чтение, а также устных и письменных речевых продуктов, созданных студентом.
- Текущий контроль 2 модульДанный элемент контроля проверяет текущий уровень сформированности языковых навыков и речевых умений студента и включает оценивание фонетических, лексических, грамматических тестов, тестов и заданий на аудирование и чтение, а также устных и письменных речевых продуктов, созданных студентом.
- Текущий контроль 4 модульДанный элемент контроля проверяет текущий уровень сформированности языковых навыков и речевых умений студента и включает оценивание фонетических, лексических, грамматических тестов, тестов и заданий на аудирование и чтение, а также устных и письменных речевых продуктов, созданных студентом.
- Итоговая письменная работаИтоговая письменная работа проводится в конце учебного семестра и включает в себя задание на создание письменного речевого продукта или работу из четырех разделов: 1 - Лексика и грамматика, 2 - Чтение, 3 - Аудирование, 4 - Письмо.
- Устные элементы текущего контроляДанный элемент контроля проверяет текущий уровень сформированности языковых навыков и речевых умений студента и включает оценивание устных речевых продуктов, созданных студентом.
- Аудиторная работаДанный элемент контроля оценивает использование студентов иностранного языка для решения различных коммуникативных задач в процессе непосредственного взаимодействия преподавателя и обучающихся, в том числе с опорой на подготовленное домашнее задание.
- Письменные элементы текущего контроляДанный элемент контроля проверяет текущий уровень сформированности языковых навыков студента и включает оценивание лексических, грамматических тестов, тестов и заданий на аудирование и чтение, а также письменных речевых продуктов, созданных студентом.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd module0.1 * Аудиторная работа + 0.1 * Аудиторная работа + 0.15 * Итоговая письменная работа + 0.15 * Итоговая письменная работа + 0.25 * Текущий контроль 1 модуль + 0.25 * Текущий контроль 1 модуль + 0.25 * Текущий контроль 2 модуль + 0.25 * Текущий контроль 2 модуль + 0.25 * Устный экзамен + 0.25 * Устный экзамен
- 2024/2025 4th module0.1 * Аудиторная работа + 0.1 * Аудиторная работа + 0.15 * Итоговая письменная работа + 0.15 * Итоговая письменная работа + 0.25 * Текущий контроль 3 модуль + 0.25 * Текущий контроль 3 модуль + 0.25 * Текущий контроль 4 модуль + 0.25 * Текущий контроль 4 модуль + 0.25 * Устный экзамен + 0.25 * Устный экзамен
- 2025/2026 2nd module0.1 * Аудиторная работа + 0.1 * Аудиторная работа + 0.15 * Итоговая письменная работа + 0.15 * Итоговая письменная работа + 0.25 * Письменные элементы текущего контроля + 0.25 * Письменные элементы текущего контроля + 0.25 * Устные элементы текущего контроля + 0.25 * Устные элементы текущего контроля + 0.25 * Устный экзамен + 0.25 * Устный экзамен
- 2025/2026 3rd module0.1 * Аудиторная работа + 0.1 * Аудиторная работа + 0.15 * Итоговая письменная работа + 0.15 * Итоговая письменная работа + 0.25 * Письменные элементы текущего контроля + 0.25 * Письменные элементы текущего контроля + 0.25 * Устные элементы текущего контроля + 0.25 * Устные элементы текущего контроля + 0.25 * Устный экзамен + 0.25 * Устный экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- El uso de materiales didácticos de E/LE para la preparación de los diplomas de español como lengua extranjera (DELE) del Instituto Cervantes: expresión y comprensión oral, nivel B2. (n.d.). Universidad Nacional de Educación a Distancia (España). Facultad de Educación. Departamento de Didáctica, Organización Escolar y Didácticas Especiales. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edstdx&AN=edstdx.10803.460348
- Антонюк, Е. В. Испанский язык для делового общения : учебник для вузов / Е. В. Антонюк, Е. В. Карпина. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 302 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-18172-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/560350 (дата обращения: 03.04.2025).
- Горохова, М. Г., Учебник испанского языка : учебник / М. Г. Горохова, Н. И. Царева. — Москва : КноРус, 2016. — 206 с. — ISBN 978-5-406-04535-0. — URL: https://book.ru/book/917952 (дата обращения: 03.04.2025). — Текст : электронный.
- Коваленко, Л. В. Испанский язык для экономистов (C1) : учебник и практикум для вузов / Л. В. Коваленко, В. П. Воронова, М. Г. Акинфиева. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 344 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11807-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/561202 (дата обращения: 03.04.2025).
- Коваленко, Л. В. Основы экономики и предпринимательства : учебно-методическое пособие / Л. В. Коваленко, Д. Г. Кочергин, В. А. Логачев. — Кемерово : КузГТУ имени Т.Ф. Горбачева, 2021 — Часть 1 : Основы экономики — 2021. — 138 с. — ISBN 978-5-00137-255-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/200867 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Суханова, М. В. Задания для самостоятельной работы. практический курс первого иностранного языка (испанский язык) : учебно-методическое пособие / М. В. Суханова. — Воронеж : ВГУ, 2016. — 34 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/165436 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Тарасова, В. В. Деловой испанский язык : учебник и практикум для вузов / В. В. Тарасова. — 3-е изд., испр. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 212 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13293-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468884 (дата обращения: 27.08.2024).