Магистратура
2025/2026





Семинар наставника. Бизнес-практикум
Статус:
Курс обязательный (Управление инновационным бизнесом)
Кто читает:
Школа инноватики и предпринимательства
Где читается:
Школа инноватики и предпринимательства
Когда читается:
2-й курс, 1-3 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
64
Программа дисциплины
Аннотация
Бизнес-практикум (семинар наставника) – это сквозная практико-ориентированная дисциплина, позволяющая через разные образовательные механики закрепить и развить все полученные студентами на других дисциплинах магистратуры знания, умения и навыки в части проектной работы, командообразования и создания инновационных бизнесов.
Основной формат занятий – это семинары наставника, т.е. регулярные встречи с преподавателями-практиками, имеющими многолетний стаж сопровождения предпринимательских проектов и собственный бизнес-опыт. Дисциплина проходит через все 2 года магистратуры в 4 образовательных шага, на каждом из которых меняется роль наставника: семинарист, трекер, ментор, бизнес-консультант выпускной квалификационной работы.
Для получения студенческими бизнес-командами большей предпринимательской экспертизы за время обучения предусмотрено ротирование наставников.
Проводятся также лекции, цель которых развитие предпринимательского мышления и насмотренности слушателей, получения инсайтов и расширения профессионального комьюнити. Лекционные занятия проходят с приглашением гостевых спикеров, обладающих узкой нишевой экспертизой или являющиеся успешными предпринимателями с ориентацией на углубленный уровень по основным этапам формирования лидирующий продуктов, без привязки к конкретной отрасли, но с кейсами из разных.
Отдельно для точечной поддержки студенческих бизнес-проектов и команд проводятся сессии консультаций по финансам, маркетингу и продвижению, правовым и другим вопросам ведения предпринимательской деятельности.
Для кастомизации обучения предусмотрены разные образовательные траектории: классический стартап, инновационный проект внутри корпорации, фриланс.
Цель освоения дисциплины
- Развить предпринимательское мышление, научить пользоваться конкретными бизнес-инструментами для "сборки" инновационных предпринимательских проектов, валидированных рынком
Планируемые результаты обучения
- Знать основные фазы развития стратапа
- Понимать, как работают трекеры
- Знать, что такое стартап, как он связан с инновациями
- Понимать отличие стартапа от традиционного бизнеса
- Знать основные технологические тренды
- Владеть генерацией идей и понимать, как зарождаются стартапы
- Знать основные методологии генерации идей
- Понимать отличие группы от команды
- Знать распределение ролей и обязанностей
- Знать, что такое психотипы
- Знать принцип поиска людей в стартап
- Знать источники трудовых ресурсов
- Знать понятия целевая аудитория, портрет потребителя, потребительские сегменты
- Понимать, какие бывают типы клиентов
- Знать, как составлять портрет B2C и B2B клиентов
- Уметь составлять карту эмпатии, Customer journey map
- Знать, что такое ценностное предложение и как с ним работать
- Владеть составлением уникальных торговых предложений и слоганов для рекламных сообщений и описания продуктов/услуг
- Знать, как проектируется бизнес на основе ценностного предложения
- Знать методы исследований клиентов, JTBD, Customer development
- Уметь проводить анализ целевой аудитории с помощью проблемного и решенческого интервью
- Владеть навыком составления бизнес-гипотез
- Знать сценарий проблемного интервью, правила составления вопросов
- Уметь разрабатывать сценарий интервью
- Уметь проводить практику по разработке правильных вопросов
- Уметь обрабатывать результатов маркетинговых исследований
- Знать, что такое HADI-циклы
- Знать отличия бизнес-модели и модели монетизации
- Знать разновидности моделей монетизации с примерами
- Определять оптимальную модель монетизации для своего проекта
- Знать принципы ценообразования
- Знать базовые параметры расчета экономики проекта
- Понимать, что такое конверсия в покупку, маркетинговые затраты, стоимость продукции, окупаемость разработки
- Владеть навыками расчёта доходов, расходов на каждого клиента/продукт/услугу
- Понимать, что такое MVP
- Понимать, как проверить спрос на продукт, не выпуская его
- Знать как высокотехнологичные компании тестировали спрос на продукт до начала его разработки
- Понимать, как применять финансовые расчёты к своим практическим проектам
- Знать основные инвестиционные показатели проекта
- Знать основы личной эффективности
- Знать основы лидерства
- Уметь применять инструменты по разрешению конфликтов в команде
- Знать основные приёмы продаж
- Знать, как реализуются пилотные проекты в компании
- Понимать, как построить систему продаж в компании
- Знать как применять знания в области интеллектуальной собственности к своему проекту
- Знать как применять инструменты маркетинга к продажам
- Владеть технологиями продаж B2C, B2B, B2G
- Уметь построить систему продаж для своего практического проекта
- Знать методоы подбора персонала.
- Владеть навыками проведения интервью.
- Знать необходимые компетенции руководителя проекта.
- Знать, как рассчитываются риски проектов.
- Уметь выстраивать коммуникации внутри и во вне проекта.
Содержание учебной дисциплины
- Бизнес-практикум: знакомство
- Генерация идей
- Команодобразование
- Целевая аудитория и ценностное предложение
- Customer development
- Модели монетизации и ценообразование
- Создание продукта
- Финансы проекта
- Развитие лидерства
- Тестирование продукта и пилотный проект
- Защита интеллектуальной собственности
- Построение продаж
- Управление. Выстраивание бизнес-процессов
- Управление персоналом
- Управление проектами.
Элементы контроля
- Командная активностьКомандная активность - это прогресс в работе над собственным бизнес-проектом (классический стартап или внутрикорпоративный стартап). Конечная цель – валидированный рынком продукт. Принцип заложен в систему оценивания, «отлично» можно получить только при создании успешного бизнес-проекта, с устойчивыми продажами и их динамикой (или с внедрением, с пилотированием, привлечением инвестиций). Ставится одна оценка на всех членов команды. Для слушателей, у кого по объективным причинам не состоялся собственный бизнес-проект, вводится трек "Фриланс", который позволяет участвовать в других проектах как условный наемный сотрудник, развивая свою насмотренность, культуру труда и принятия решений в технологическом предпринимательстве. По сути - работа по «найму» на короткую или регулярную задачу, возникающую в бизнес-проектах, с выплатой виртуальной заработной платы (по рынку), которая конвертируется в оценку за активность (сделка валидируется наставником). Если в качестве "фрилансера" решил поучаствовать один из членов действующей бизнес-команды, помогая другой команде решить какую-либу задачу, в которой у него есть высокая экспертиза, то за это также выплачивается виртуальная валюта, конвертируемая в оценки (максимально + 1 балл к накопленной оценке за активность на командном проекте, но в сумме не должно быть превышения 10 баллов).
- Домашнее задание 1Отчёт по прогрессу работы над проектом. Подаётся по установленной форме.
- Домашнее задаение 2Отчёт по прогрессу работы над проектом. Подаётся по установленной форме.
- Зачётная презентацияПрезентация работы команды в течении всего предмета по установленному шаблону.
- ЭкзаменЭкзамен проходит в формате классического питча, с отражением основных чувствительных для бизнес-проекта позиций: ЦП/ЦА/Боль/Рынок/Бизнес-модель/Экономика/Каналы продвижения/…, т.е. набора аргументов и артефактов, подтверждающих нужность продукта рынку или показывающих правильную работу команды в этом направлении. А также рефлексии о командном и проектном прогрессе и личной трансформации как предпринимателя.
- Накопленная оценка за 2024 - 2025 уч. годЭто накопленная оценка за 1-й год обучения по дисциплине "Бизнес-практикум (семинар наставника)", как сумма элементов контроля с учетом весов
- ЛекцияВстречи с отраслевыми лидерами (успешными предпринимателями, представителями поддержки инновационного предпринимательства, функциональными и отраслевыми экспертами) по актуальным темам в техпреде, в т.ч. на основе запросов студентов и их бизнес-команд, для развития насмотренности, экспертности, получения инсайтов, выработки предпринимательской интуиции и укрепления профессионального комьюнити.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 4th moduleУсловия получения зачёта - не менее 6 баллов по формуле: Командная активность*0,3 +Домашнее задание 1*0,2+Домашнее задание 2*0,2+Зачётная презентация*0,3
- 2025/2026 3rd module= Лекции*0,1 + Семинары (командная активность)*0,6 + Экзамен (питч)*0,3
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- 22830 - Тише! Говорит клиент: Как глубинные интервью помогают решать задачи бизнеса - О.Чулыгин - Альпина ПРО - 9785907470644 - 2021 - https://hse.alpinadigital.ru/book/22830 - Alpina
- 351 - Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и новатора - А.Остервальдер; И.Пинье - Альпина Паблишер - 9785961423457 - 2017 - https://hse.alpinadigital.ru/book/351 - Alpina
- Product management без ошибок : гид по созданию, управлению и успешному запуску продукта, Перри, М., 2022
- UX/UI дизайн для создания идеального продукта : полный и исчерпывающий гид, Шуваев, Я. А., 2023
- Бизнес с нуля : метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес - модели, Рис, Э., 2023
- Вдохновляющий лидер : команда, смыслы, энергия, Мульфейт, Я., 2023
- Горфинкель, В. Я. Инновационное предпринимательство : учебник и практикум для вузов / В. Я. Горфинкель, Т. Г. Попадюк ; под редакцией В. Я. Горфинкеля, Т. Г. Попадюк. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 468 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11897-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/446375 (дата обращения: 28.08.2023).
- Зотов, В. В., Лидерство и командообразование : учебное пособие / В. В. Зотов, А. Д. Петросян. — Москва : Русайнс, 2022. — 124 с. — ISBN 978-5-4365-9811-6. — URL: https://book.ru/book/944851 (дата обращения: 04.07.2025). — Текст : электронный.
- Ледяева, Н. Я. Внутрифирменное предпринимательство. Венчурное финансирование : учебное пособие / Н. Я. Ледяева. — Красноярск : СибГУ им. академика М. Ф. Решетнёва, 2020. — 94 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/165889 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Максуров, А. А., Защита прав на результаты интеллектуальной деятельности : монография / А. А. Максуров. — Москва : Русайнс, 2022. — 235 с. — ISBN 978-5-466-01698-7. — URL: https://book.ru/book/946326 (дата обращения: 04.07.2025). — Текст : электронный.
- Романенко, Е. В. Инновационная экономика и технологическое предпринимательство : методические указания / Е. В. Романенко. — Омск : СибАДИ, 2020. — 52 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/149553 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Чернышева, А. М. Управление продуктом : учебник и практикум для вузов / А. М. Чернышева, Т. Н. Якубова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 373 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01486-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511383 (дата обращения: 04.07.2025).
- Четыре шага к озарению : стратегии создания успешных стартапов: пер. с англ., Бланк, С., 2014
Рекомендуемая дополнительная литература
- Маркетинг и управление продуктом на цифровых рынках: генерация и проверка идей через CustDev, ди... : учебник, Васильева, Е. В., 2023
- Надточий, Ю. Б. Командообразование. Практикум : учебное пособие / Ю. Б. Надточий. — Москва : Дашков и К, 2022. — 108 с. — ISBN 978-5-394-04656-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/228827 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Управление бизнесом : пер. с англ., , 2022
- Управление инновационными проектами : Учеб. пособие, , 2009