• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2025/2026

Семинар наставника. Бизнес-практикум

Статус: Курс обязательный (Управление инновационным бизнесом)
Когда читается: 2-й курс, 1-3 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 64

Программа дисциплины

Аннотация

Бизнес-практикум (семинар наставника) – это сквозная практико-ориентированная дисциплина, позволяющая через разные образовательные механики закрепить и развить все полученные студентами на других дисциплинах магистратуры знания, умения и навыки в части проектной работы, командообразования и создания инновационных бизнесов. Основной формат занятий – это семинары наставника, т.е. регулярные встречи с преподавателями-практиками, имеющими многолетний стаж сопровождения предпринимательских проектов и собственный бизнес-опыт. Дисциплина проходит через все 2 года магистратуры в 4 образовательных шага, на каждом из которых меняется роль наставника: семинарист, трекер, ментор, бизнес-консультант выпускной квалификационной работы. Для получения студенческими бизнес-командами большей предпринимательской экспертизы за время обучения предусмотрено ротирование наставников. Проводятся также лекции, цель которых развитие предпринимательского мышления и насмотренности слушателей, получения инсайтов и расширения профессионального комьюнити. Лекционные занятия проходят с приглашением гостевых спикеров, обладающих узкой нишевой экспертизой или являющиеся успешными предпринимателями с ориентацией на углубленный уровень по основным этапам формирования лидирующий продуктов, без привязки к конкретной отрасли, но с кейсами из разных. Отдельно для точечной поддержки студенческих бизнес-проектов и команд проводятся сессии консультаций по финансам, маркетингу и продвижению, правовым и другим вопросам ведения предпринимательской деятельности. Для кастомизации обучения предусмотрены разные образовательные траектории: классический стартап, инновационный проект внутри корпорации, фриланс.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Развить предпринимательское мышление, научить пользоваться конкретными бизнес-инструментами для "сборки" инновационных предпринимательских проектов, валидированных рынком
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основные фазы развития стратапа
  • Понимать, как работают трекеры
  • Знать, что такое стартап, как он связан с инновациями
  • Понимать отличие стартапа от традиционного бизнеса
  • Знать основные технологические тренды
  • Владеть генерацией идей и понимать, как зарождаются стартапы
  • Знать основные методологии генерации идей
  • Понимать отличие группы от команды
  • Знать распределение ролей и обязанностей
  • Знать, что такое психотипы
  • Знать принцип поиска людей в стартап
  • Знать источники трудовых ресурсов
  • Знать понятия целевая аудитория, портрет потребителя, потребительские сегменты
  • Понимать, какие бывают типы клиентов
  • Знать, как составлять портрет B2C и B2B клиентов
  • Уметь составлять карту эмпатии, Customer journey map
  • Знать, что такое ценностное предложение и как с ним работать
  • Владеть составлением уникальных торговых предложений и слоганов для рекламных сообщений и описания продуктов/услуг
  • Знать, как проектируется бизнес на основе ценностного предложения
  • Знать методы исследований клиентов, JTBD, Customer development
  • Уметь проводить анализ целевой аудитории с помощью проблемного и решенческого интервью
  • Владеть навыком составления бизнес-гипотез
  • Знать сценарий проблемного интервью, правила составления вопросов
  • Уметь разрабатывать сценарий интервью
  • Уметь проводить практику по разработке правильных вопросов
  • Уметь обрабатывать результатов маркетинговых исследований
  • Знать, что такое HADI-циклы
  • Знать отличия бизнес-модели и модели монетизации
  • Знать разновидности моделей монетизации с примерами
  • Определять оптимальную модель монетизации для своего проекта
  • Знать принципы ценообразования
  • Знать базовые параметры расчета экономики проекта
  • Понимать, что такое конверсия в покупку, маркетинговые затраты, стоимость продукции, окупаемость разработки
  • Владеть навыками расчёта доходов, расходов на каждого клиента/продукт/услугу
  • Понимать, что такое MVP
  • Понимать, как проверить спрос на продукт, не выпуская его
  • Знать как высокотехнологичные компании тестировали спрос на продукт до начала его разработки
  • Понимать, как применять финансовые расчёты к своим практическим проектам
  • Знать основные инвестиционные показатели проекта
  • Знать основы личной эффективности
  • Знать основы лидерства
  • Уметь применять инструменты по разрешению конфликтов в команде
  • Знать основные приёмы продаж
  • Знать, как реализуются пилотные проекты в компании
  • Понимать, как построить систему продаж в компании
  • Знать как применять знания в области интеллектуальной собственности к своему проекту
  • Знать как применять инструменты маркетинга к продажам
  • Владеть технологиями продаж B2C, B2B, B2G
  • Уметь построить систему продаж для своего практического проекта
  • Знать методоы подбора персонала.
  • Владеть навыками проведения интервью.
  • Знать необходимые компетенции руководителя проекта.
  • Знать, как рассчитываются риски проектов.
  • Уметь выстраивать коммуникации внутри и во вне проекта.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Бизнес-практикум: знакомство
  • Генерация идей
  • Команодобразование
  • Целевая аудитория и ценностное предложение
  • Customer development
  • Модели монетизации и ценообразование
  • Создание продукта
  • Финансы проекта
  • Развитие лидерства
  • Тестирование продукта и пилотный проект
  • Защита интеллектуальной собственности
  • Построение продаж
  • Управление. Выстраивание бизнес-процессов
  • Управление персоналом
  • Управление проектами.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Командная активность
    Командная активность - это прогресс в работе над собственным бизнес-проектом (классический стартап или внутрикорпоративный стартап). Конечная цель – валидированный рынком продукт. Принцип заложен в систему оценивания, «отлично» можно получить только при создании успешного бизнес-проекта, с устойчивыми продажами и их динамикой (или с внедрением, с пилотированием, привлечением инвестиций). Ставится одна оценка на всех членов команды. Для слушателей, у кого по объективным причинам не состоялся собственный бизнес-проект, вводится трек "Фриланс", который позволяет участвовать в других проектах как условный наемный сотрудник, развивая свою насмотренность, культуру труда и принятия решений в технологическом предпринимательстве. По сути - работа по «найму» на короткую или регулярную задачу, возникающую в бизнес-проектах, с выплатой виртуальной заработной платы (по рынку), которая конвертируется в оценку за активность (сделка валидируется наставником). Если в качестве "фрилансера" решил поучаствовать один из членов действующей бизнес-команды, помогая другой команде решить какую-либу задачу, в которой у него есть высокая экспертиза, то за это также выплачивается виртуальная валюта, конвертируемая в оценки (максимально + 1 балл к накопленной оценке за активность на командном проекте, но в сумме не должно быть превышения 10 баллов).
  • неблокирующий Домашнее задание 1
    Отчёт по прогрессу работы над проектом. Подаётся по установленной форме.
  • неблокирующий Домашнее задаение 2
    Отчёт по прогрессу работы над проектом. Подаётся по установленной форме.
  • неблокирующий Зачётная презентация
    Презентация работы команды в течении всего предмета по установленному шаблону.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проходит в формате классического питча, с отражением основных чувствительных для бизнес-проекта позиций: ЦП/ЦА/Боль/Рынок/Бизнес-модель/Экономика/Каналы продвижения/…, т.е. набора аргументов и артефактов, подтверждающих нужность продукта рынку или показывающих правильную работу команды в этом направлении. А также рефлексии о командном и проектном прогрессе и личной трансформации как предпринимателя.
  • неблокирующий Накопленная оценка за 2024 - 2025 уч. год
    Это накопленная оценка за 1-й год обучения по дисциплине "Бизнес-практикум (семинар наставника)", как сумма элементов контроля с учетом весов
  • неблокирующий Лекция
    Встречи с отраслевыми лидерами (успешными предпринимателями, представителями поддержки инновационного предпринимательства, функциональными и отраслевыми экспертами) по актуальным темам в техпреде, в т.ч. на основе запросов студентов и их бизнес-команд, для развития насмотренности, экспертности, получения инсайтов, выработки предпринимательской интуиции и укрепления профессионального комьюнити.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 4th module
    Условия получения зачёта - не менее 6 баллов по формуле: Командная активность*0,3 +Домашнее задание 1*0,2+Домашнее задание 2*0,2+Зачётная презентация*0,3
  • 2025/2026 3rd module
    = Лекции*0,1 + Семинары (командная активность)*0,6 + Экзамен (питч)*0,3
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • 22830 - Тише! Говорит клиент: Как глубинные интервью помогают решать задачи бизнеса - О.Чулыгин - Альпина ПРО - 9785907470644 - 2021 - https://hse.alpinadigital.ru/book/22830 - Alpina
  • 351 - Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и новатора - А.Остервальдер; И.Пинье - Альпина Паблишер - 9785961423457 - 2017 - https://hse.alpinadigital.ru/book/351 - Alpina
  • Product management без ошибок : гид по созданию, управлению и успешному запуску продукта, Перри, М., 2022
  • UX/UI дизайн для создания идеального продукта : полный и исчерпывающий гид, Шуваев, Я. А., 2023
  • Бизнес с нуля : метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес - модели, Рис, Э., 2023
  • Вдохновляющий лидер : команда, смыслы, энергия, Мульфейт, Я., 2023
  • Горфинкель, В. Я.  Инновационное предпринимательство : учебник и практикум для вузов / В. Я. Горфинкель, Т. Г. Попадюк ; под редакцией В. Я. Горфинкеля, Т. Г. Попадюк. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 468 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11897-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/446375 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Зотов, В. В., Лидерство и командообразование : учебное пособие / В. В. Зотов, А. Д. Петросян. — Москва : Русайнс, 2022. — 124 с. — ISBN 978-5-4365-9811-6. — URL: https://book.ru/book/944851 (дата обращения: 04.07.2025). — Текст : электронный.
  • Ледяева, Н. Я. Внутрифирменное предпринимательство. Венчурное финансирование : учебное пособие / Н. Я. Ледяева. — Красноярск : СибГУ им. академика М. Ф. Решетнёва, 2020. — 94 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/165889 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Максуров, А. А., Защита прав на результаты интеллектуальной деятельности : монография / А. А. Максуров. — Москва : Русайнс, 2022. — 235 с. — ISBN 978-5-466-01698-7. — URL: https://book.ru/book/946326 (дата обращения: 04.07.2025). — Текст : электронный.
  • Романенко, Е. В. Инновационная экономика и технологическое предпринимательство : методические указания / Е. В. Романенко. — Омск : СибАДИ, 2020. — 52 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/149553 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Чернышева, А. М.  Управление продуктом : учебник и практикум для вузов / А. М. Чернышева, Т. Н. Якубова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 373 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01486-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511383 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Четыре шага к озарению : стратегии создания успешных стартапов: пер. с англ., Бланк, С., 2014

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Маркетинг и управление продуктом на цифровых рынках: генерация и проверка идей через CustDev, ди... : учебник, Васильева, Е. В., 2023
  • Надточий, Ю. Б. Командообразование. Практикум : учебное пособие / Ю. Б. Надточий. — Москва : Дашков и К, 2022. — 108 с. — ISBN 978-5-394-04656-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/228827 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Управление бизнесом : пер. с англ., , 2022
  • Управление инновационными проектами : Учеб. пособие, , 2009

Презентации

  • Логика дисциплины

Авторы

  • Лодышкин Александр Валерьевич
  • Смирнова Софья Игоревна
  • Цымбал Андрей Александрович
  • Тарасова Полина Анатольевна