Эксперт
21.05.2001, № 19 (279)
И. Хисамов
Эпоха лис
Вынесенную в подзаголовок фразу сказал покойный философ Николай Бердяев, а процитировал живой журналист Андрей Колесников в одной из своих регулярных известинских колонок. Эта и многие другие заметки названного журналиста, а также нашего коллеги Александра Привалова, опубликованные в 1999-2000 годах в "Известиях", "Эксперте" и некоторых других СМИ, образовали собою сборник Новая русская идеология. Издал эту книжку Государственный университет Высшая школа экономики, что правильно: для студентов напечатанные в ней 112 публицистических заметок представляют ценное пособие к курсам современной истории и экономики России.
И не только для студентов. Сам я большинство этих материалов прочитал дважды: сначала - в свежих номерах "Эксперта" и "Известий" и вот теперь - в сборнике. Некоторые из них во второй раз мне понравились даже больше, чем в первый. Злоба дня ушла, событие уже давно засыпано грудой других событий, а комментарий вполне жив и поныне. Дело в том, что в этом жанре главное - сам лирический герой, личность автора, его индивидуальный подход к вещам. Когда читаешь заметки подряд, этот самый лирический герой получается интереснее и человечнее, даже ошибки в анализе и прогнозе явлений (их, кстати, немного) работают на образ.
Ложная форма сознания
Книга разбита на главы по сезонам: начинается с зимы 1999 года и кончается зимой 2000/2001-го. В своем предисловии авторы характеризуют этот период наличием двух непересекающихся процессов. С одной стороны, само общество - по крайней мере наиболее активная его часть - начало исподволь оживать. "Нормальный россиянин, - пишут они, - устал стыдиться поражения своей страны в необъявленной третьей мировой, устал скорбеть о ее непристойно быстром распаде и чувствовать себя парией в семье просвещенных народов; он, ощупав дрожащие члены, понял, что все-таки цел, голова на месте, руки-ноги на месте, страна на месте, и надо как-то жить, надо как-то научиться уважать себя и ближних, осознать, что он - вот именно нормальный человек, а потому его страна - нормальная страна. Мотивация же власти в ее идеологических поисках видится чуть ли не обратной... Когда властное сословие всерьез озаботилось стабильностью своего положения, оно решило прибегнуть к веками проверенному способу, то есть к идеологизации себя, да и направление идеологизации выбрало - проверенное веками... Например, откуда взялась страсть нынешней власти к 'традиционным ценностям', откуда эти акценты - государство, армия, церковь, которые иногда скупо добавляются еще одним словом - 'собственность'? Только ли при новом президенте началось заигрывание с традиционалистской идеологией? Нет, оказывается все началось гораздо раньше, в 1999-м, во время югославского кризиса, когда и Путина-то никакого не было".
На обложке книги написано "Новая русская идеология", а уже внутри меленьким шрифтом напечатан подзаголовок - "Хроника политических мифов 1999-2000 годов". Это правильный прием. Сборник заинтересует и тех, кто страстно хочет узнать, что такое эта новая русская идеология, и тех, кто считает таковую идеологию не более чем мифом, а создателей такой идеологии - недобросовестными авторами сказок для взрослых.
Впрочем, чего ломиться в открытую дверь. Как утверждал один из отцов науки социологии Вильфредо Парето (а до него и после - еще десятки серьезных обществоведов), любая идеология является ложной формой сознания. Идеологии во все времена использовались только затем, чтобы обосновать неравенство людей. Общество справляется с этой задачей сочетанием трех средств: проповедь-деньги-полиция, - писал автор "Закона Парето" задолго до ввода "новых русских идеологических" ценностей.
Для нас не менее актуально другое. Циклический характер смены поколений элит обусловлен, согласно Парето, конечностью жизненного цикла феномена идеологии. Элиты "львов" в цикле естественного круговорота сменяются элитами "лис". И если у первого их типа задача - завоевать, то у второго - всего лишь удержать завоеванное. Таким образом, прикладывая книжку Парето к рецензируемой книжке, получаем, что рецензируемая книжка трактует эпоху прихода "лис" в России. Итак, Ельцин - лев, Путин - лис, и это многое объясняет, начиная с внешнего облика и кончая организованными в поддержку нового президента молодежными митингами у стен Кремля. В середине будут создание института генерал-губернаторов в регионах, агрессивно-послушного большинства в Госдуме и натужные попытки кремлевских пиарщиков вовлечь общество в поиски национальной идеологии.
Концентрированная пустота
"Русский пиар, бессмысленный и беспощадный" - так называется одна из статей в сборнике. Очень спорный заголовок, вовсе не так уж бессмыслен этот самый русский пиар. По крайней мере, в наиболее продвинутых структурах и проявлениях. Помните, например, такое кино - "Сибирский цирюльник" называется? Или уже забыли? Поднятая умелым и богатым пиаром волна его обсуждения грозила прямо-таки вознести Никиту Михалкова на пост президента страны, а дело было, напомним, в начале 1999 года. И мы в журнале, признаюсь, втянулись в споры: нашел Никита Сергеич национальную идею или не нашел? А когда Привалов написал про это кино заметку "Запах усов" (она тоже в сборнике), в которой коротко, просто и ясно сказал, что ничего, кроме всеобъемлющей и бесконечной пошлости, там не содержится, один из наших коллег грустно заметил: нет, не готовы мы еще понять глубокой мысли Михалкова, не готовы с ним спорить на равных, не знаем еще своего народа... Не стоило грустить.
Однако процесс продолжается. В радикально "красной" газете "Завтра" встретились наконец два буревестника - Александр Проханов (компартия) и Глеб Павловский (Кремль). Их, как и предполагалось, очень многое объединяет: пылкая ненависть к слову "демократия" и всем производным от него. Оба они с удовлетворением отмечают унификацию жизни, централизацию власти, информационных средств, но печалятся отсутствием "национального суперпроекта", "национальной повестки дня", "крупного концепта", на реализацию которого можно было бы бросить весь централизующийся ресурс общества. Для них самый страшный человек - погрязший в мирном быте обыватель, не имеющий никакого концепта, кроме "лишь бы не было войны". "Сегодняшнее состояние России не сильно отличается от того, что страна уже переживала в 20-х годах, после Гражданской войны. Но и тогда стремление к единому порядку не имело единого смысла и могло приобрести самый разный смысл - пока Сталин не дал ему свой пароль", - говорит Павловский в доверительной беседе с редактором газеты "Завтра".
Собеседники согласны друг с другом: да, без концепта всем нам угрожают жареный петух и 41-й год. Впрочем, беседа этих мужей называется "Остановить либеральную революцию", и это уже попахивает концептом или, по крайней мере, сталинским паролем. Лисица - хитрое и неглупое существо, но иногда является разносчиком водобоязни. Какая еще революция? Где революция? Да, видимо, там же, где были английские шпионы, вредители, троцкисты-бухаринцы и промпартия. Это она - проторенная дорога к единому порядку.
Словом, кремлевский пиар не дремлет. И политические бредни реализуются гораздо быстрее и полнее, чем любая разумная реформа, это российская история подтверждала много раз. "Вот такой и надвигается реванш, - читаем в нашем сборнике, - из богатейшего спектра известных истории фасонов контрреволюций, реставраций, контрреформ и проч. верные ленинцы выбрали самый безнадежный". Это писалось два года назад по поводу требований КПРФ восстановить в правах советский гимн. И добавлялось, что "верного электората у этих песнопений - только четверть взрослого населения страны". Ну вот, а теперь, как заслышим его, так и встаем, будучи законопослушными гражданами и приличными людьми.
Тут как раз мы и пришли к ответу на вопрос: зачем российской элите нужна национальная идеология (ложная форма сознания)? Да потому что она не умеет пока управлять сложным современным обществом. И наиболее горячие "лисы" предлагают упростить (унифицировать, централизовать) и оглупить это общество, сунуть в зубы девиз, пароль, концепт, светлое будущее - и вперед. Разговорчики насчет гражданского там общества, разделения и взаимного контроля властей по вертикали и горизонтали и прочих признаков демократической формы управления только отвлекают от дум о национальном суперпроекте, а если совсем откровенно, являются как раз признаками "либеральной революции", которую следует немедленно остановить.
За всеми подобными словесами стоит вполне осознанный обман, а за ним, в свою очередь, вполне земной интерес, и он хорошо сформулирован в рецензируемой книжке: "Нас учили, что политика - это концентрированная экономика. В действиях власти должны звучать экономические интересы тех людей, которые составляют главный ресурс страны. Сегодня же в них - концентрированная пустота, борьба за право той или иной части так называемой элиты главенствовать у хозяйственной кормушки, 'государственно регулируя' что можно и чего нельзя. А что кормушка в ходе борьбы усыхает - так черт с ней, на их век хватит". Вот и весь концепт.